Наваратри: Праздник почитания Божественной Матери — Богородицы Рожаны (Парвати, Дурги, Умы, Кали).
С 15-го по 23-е октября 2023 г. отмечается один из великих Славяно-Арийских праздников, посвещенный Матери Вселенной - Богородице Рожане (Парвати, Пракрити) – Наваратри. Мощный благостный и исключительно благоприятный период! Это шанс для всех нас почтить и высказать благодарность Великой Божественной Матери!
Слово «Наваратри» с Санскрита переводиться как «девять ночей». «Нава» на Санскрите означает новый и девять, а «ратра» означает Знание и ночь. В Древлесловенской Речи: Нава - это мир Нави и Слави, а также, обновление. Ра - Изначальный Свет Прародителя, Т - Твердо (Утверждение). Объединённый образ: "Обновление мира Нави и Слави, утверждаемое Изначальным Светом Прародителя".
Наваратри отмечают как минимум два раза в году. Эти два основных периода празднования – Ашвина-Наваратри (осенняя) и Васанта-Наваратри (весенняя). Кроме того, существует еще две гупта-Навартари («гупта» — скрытый, тайный), отмечаемые зимой и летом. Конкретные даты праздника рассчитываются по лунному календарю, поэтому не фиксированы.
— Осеннее Наваратри (Ашвина-Наваратри) начинается в первый день растущей луны (шукла-пакша, т.е. «светлая половина») месяца Ашвина (сентябрь-октябрь) и является самым важным для почитания Богини Дурги.
— Весеннее Наваратри (Васанта-Наваратри, Маханаваратри) начинается в первый день месяца Чайтра (март-апрель) и заканчивается знаменитым праздником Раманавами (девятый лунный день – день рождения Шри Рамы). Этот Наваратри также называется Рама-Наваратри и во многих регионах Индии празднуется не только как время почитания аспектов Дурги, но и как особый период почитания Шри Рамы.
— Летнее гупта-Наваратри называется Ашадха-Наваратри начинается с первого дня шукла-пакши месяца Ашадха (июнь-июль). Он особенно важен для почитания Шри Варахи Деви.
— Зимнее гупта-Наваратри называется также Вана-Наваратри и отмечается, начиная с первого дня шукла-пакши месяца Магха (январь-февраль). Этот Наваратри отмечается крайне редко, многие о нем уже не знают. Почитается Богиня Вана «лесная» Дурга.
Ведические сказания, повествующие о происхождении праздника.
Согласно Ведам Наваратри празднуется как победа над темными силами, которую одерживает Небесная Богородица. Однажды с помощью Аскезы,[1] демон по имени Махишасура получил от Бога Сварога благословение, что его не сможет убить ни мужчина - человек, ни Бог, ни Полубог, ни птица, ни рыба, ни другой демон, ни ракшас, ни пишач (призрак), ни даже якша (навный дух). Упомянуть женщину Махишасур и не подумал. «Я слишком силен и не победим» - думал демон, «Неужели какая-нибудь женщина сможет причинить мне вред»? Под защитой благословения Сварога Махишасур стал неуязвимым и завоевал Небесное царство, изгнав оттуда Богов мира Слави вместе с их Царём Индрой.
Тогда, собрав свои силы Дэвы (Боги), создали юную женщину, которая воплотила в своей форме всё их могущество. Это была прекрасная восьмирукая Богиня Дурга, сияющая как Солнце с луноподобным ликом. Каждый Дэв подарил Богине своё оружие. После этого жители Небесного царства попросили Дургу сразиться с Махишасурой.
Воссев на могучего льва Богиня отправилась в Сваргу. Едва увидев юную деву Махишасура, пораженный её красотой, влюбился в Богиню и предложил ей выйти за него замуж, прислав к ней слуг с богатыми дарами. Но Дурга отклонила его предложение и вступила в бой с армией демона. Девять дней продолжалась жестокая сеча. На десятый день, когда от армии Махишасура ничего не осталось, Богиня победила демона и Дэвы смогли вернутся в свою Небесную Обитель.
Согласно сказанию «Рамаяне», с помощью почитания Богини Дурги перед битвой, Царевич Рама смог одолеть демона Равану. После своей победы он повелел учредить праздник «Наваратри» как дань уважения Дэви. Поэтому на десятый день празднований вместе с Дургой принято восхвалять Аватара Бога Вышеня – Раму.
Сакральный смысл праздника и правила проведения.
Сказания о 9-ти дневной битве Богини с силами тьмы имеют под собой особый смысл. Борьба сил света со злом является аллегорическим описанием борьбы человека со своими внутренними демонами, которую ему приходится вести на пути к самореализации. Девять дней это – девять шагов к Могше, и Богиня даёт силы, чтобы человек нашёл своё высшее я.
Во время «Наваратри» концентрация на образе Божественной Матери и её формах, даёт возможность очистится, почувствовать в себе животворные силы, чтобы впоследствии применить их во благо мира
В течении девяти дней и ночей Небесная Богородица почитается в трех её формах – Дурги, Лакшми и Царасвати. Каждую форму Богини почитают три дня. Более подробно о поклонении этим трем Богиням вы можете прочитать в статье: "Девять дней почитания Богородицы Рожаны".
Богиня Дурга имеет ещё девять ипостасей, которые получили название НаваДурга. На поклонение каждому из них отводится один день и одна ночь, причём, согласно тантрическим текстам поклонение в ночное время гораздо более действенно.
Девять форм Богини.
В первый день праздника почитается Богиня Шайлапутри – дочь Царя гор Химавана – Парвати. Она носит на голове половинку Луны, сидит верхом на быке и держит в правой руке трезубец, а в левой – лотос. Она символизирует собой Муладхара Чакру. Это начало духовного пути — первая форма Богини — первая ступенька духовного развития.
Мантра сонастройки с образом Богини Парвати — Шайлапутри:
Джагатпуджйе джагадвандйе сарвашактисварупини
Сарватмикеши каумари джаганматарнамо'стуте.
Ом Шаилапутрйаи намах.
Смысл мантры таков:
Поклоненяюсь Матери Мира, Каумари (шакти Сканды), Владычице,
Сущности всего, Форме всех Шакти, которой поклоняется и возносит молитвы весь мир.
О, Всевышний Прародитель, проявляющийся в образе Богини Шайлапутри (Парвати), прими мой почтительный поклон.
Во второй день почитается Богиня Брахмачарини. Форма этой Богини потрясающе лучезарна и чрезвычайно величественна. В правой руке она держит чётки, а в левой – Камандалу.
Согласно сказаниям Парвати, рождённая в человеческом теле, дабы стать достойной выйти замуж за Бога Сиву (Шиву) много тысяч лет соблюдала суровую аскезу. Сначала она питалась одними листьями, по многу дней находилась под проливным дождём, потом под палящим Солнцем. Все её существо было сосредоточено на Боге Сиве (Шиве). Даже когда её тело испытывало невыносимые страдания, она упорно выполняла Аскезу. К окончанию покаяния она перестала есть и пить и питалась одним воздухом.
Наконец к Парвати явился сам Бог Сварогъ и сказал, что ещё никому до неё не удавалось выдержать столь сурового испытания и что он даёт ей благословение стать женой Бога Сивы (Шивы). Так Богиня Парвати (Пракрити) стала известна как Брахмачарини – соблюдающая Обет.[2]
Её почитание даёт человеку силы на выполнение Аскезы, Отречения, устраняет страсти, даёт праведное поведение и самообладание. Даже в наиболее критические периоды борьбы с демоническими искушениями, ум остаётся непоколебимым и не отступает с пути долга. Милостью Матери Брахмачарини человек получает успех и победу всегда и везде. Его ум совершенствуется и устанавливается в Свадхистана Чакре. Это вторая ступенька на пути духовного роста.
Мантра сонастройки с образом Богини Парвати — Брахмачарини:
Трипурам тригунадхарам маргаджанасврупиним
Траилокйавандитам дэвим тримуртим пранамамйахам.
Ом Брахмачхаринйаи намах.
Смысл мантры таков:
Я поклоняюсь Богине, Чей образ тройствен, почитаемой тремя мирами,
Форме Знания Пути, Основе трёх гун, Трипуре!
О, Всевышний Прародитель, проявляющийся в образе Богини Брахмачарини (Парвати), прими мой почтительный поклон.
На третий день Наваратри почитается образ Богини Парвати — Чандрагханта (Виграха). На голове Она носит половинку Луны в форме колокольчика. У неё десять рук в каждой из которых она держит определённый тип оружия, например, меч, стрелу и т. д. Её ездовое животное – лев. Она всегда находится в состоянии готовности к сражению. Её раскатистый голос – словно гудящий звон соборного колокола, который заставляет дрожать от страха всех ужасных демонов (Данавов, Дайтьев и Ракшасов).
В этот день ум Её почитателя устанавливается в Манипура Чакре.
При помощи почитания Матери Чандрагханты, все грехи устремлённого к ней человека сгорают, а препятствия — устраняются. Эта форма Богини всегда находится в состоянии готовности вступить в бой и, поэтому, она устраняет трудности своих почитателей очень быстро. Поскольку ездовое животное Богини – лев, Её почитатель становится доблестным и безстрашным, словно лев. Звон Её колокольчика всегда защищает почитателей Богини от злых духов. Как только устремлённый человек взывает к Ней, колокольчик Богини немедленно начинает звонить, чтобы дать защиту Её приверженцу.
Мантра сонастройки с образом Богини Парвати — Чандрагхантой.
Каликам ту калатитам калйанахридайам Шивам
Калйанаджананим нитйам калйаним пранамамйахам.
Ом, чандрагхантайаи, намах.
Смысл мантры таков:
Я поклоняюсь Благой и Вечной, Родительнице Блага, Возлюбленной Бога Сивы (Шивы),
Калике, Чьё Сердце благостно, превосходящей всё проявленное!
О, Всевышний Прародитель, проявляющийся в образе Богини Чандрагхантой (Парвати), прими мой почтительный поклон.
На четвертый день Богиня Парвати почитается в образе, обладающей способностью создавать миры своей Абсолютной Силой и Благоволением.
Согласно Ведическим Писаниям, когда не существовало даже времени и была лишь пустота, заполненная тьмой, Мать Кушманда создала Вселенную по своему замыслу и намерению одной лишь своей улыбкой. До её пришествия не было ни явленного, ни неявленного. Её свет проникал во все части Вселенной, подобно лучам Солнца. Эта форма, также, почитается как Ади-Шакти.
Обитель Богини Кушманды — Матери Вселенной (Ади-Шакти) находится в ядре Сурья-Локи — Солнца. Кроме Неё никто не может даже находиться там. Таким образом она управляет солнечным светом и Солнце является лишь видимой частью Её необыкновенно яркого сияния, которое воспринимается человеческим глазом как лучи палящего, раскалённого Солнца. Именно поэтому сияние Ярилы Тресветлого превосходит сияние всех остальных Богов. Все десять сторон света освещены лучезарным светом Богини. Свет, наблюдаемый в мире живых существ и объектов, является лишь отражённым светом Её великолепия.
У образа этой Богини восемь рук (качеств и свойств), поэтому она носит имя Аштбхуджа. В семи руках она держит Камандалу, лук, стрелу, лотос, кувшин с нектаром, диск и булаву, в восьмой руке — чётки, дарующие восемь Сиддхи (мистических способностей) и девять Нидхи (виды сокровищ). Её ездовое животное — лев, символизирующий Мужество и Дхарму.
Свещеннодействие (Пуджа) Матери Кушманде проводится на 4-ый день Наваратри. Её почитатели избавляются от всех болезней и несчастий, достигают долголетия, известности, силы и здоровья.
В этот день ум направленного к ней человека устанавливается и успокаивается в Анахата Чакре. Поэтому почитателю предписывается медитировать на этом Аспекте Божественной Матери с умом устойчивым и целеустремлённым. В результате почитания Богини Кушманды Её последователи избавляются от всех болезней и печалей. Увеличивается продолжительность их жизни, сила, здоровье, они обретают доброе имя. Божественную Мать Кушманду легко умилостивить. Если кто-то сдаётся на Её милость, он может быть уверен в том, что достигнет Высшей Обители.
Мантра сонастройки с образом Богини Парвати — Кушмандой.
Анимадигунаударам макаракарачхакшушам
Ананташаткибхедам там камакшим пранамамйахам.
Ом, Кушмандайаи, намах.
Смысл мантры таков:
Я поклоняюсь Страстноокой, имеющей безчисленное множество аспектов,
Дивноокой, исполненной всех лучших качеств и сиддх!
О, Всевышний Прародитель, проявляющийся в образе Богини Кушманды (Парвати), прими мой почтительный поклон.
На пятый день поклонение проводится для образа Богини Парвати — Скандамати. Пятый аспект Матери Дурги (Парвати) известен как Скандамата. Она — Мать Кумара или Сканда (Картикейи), который был избран Богами своим воеводой в войне против демонов. Его слава была описана в Пуранах, где его зовут Кумара и Шактидхар. Ездовое животное Сканда — павлин, называемый иначе Майюравахана. На изображении Богини Скандамати всегда можно увидеть Бога Сканду в виде младенца. Он сидит у Неё на коленях.
У этого образа Божественной Матери четыре руки (качества и свойства). Правой верхней рукой Она держит Бога Сканду, в правой нижней, слегка приподнятой руке, Богиня держит лотос. Жестом левой верхней руки Она благословляет, а левая нижняя рука приподнята и в ней Богиня держит ещё один цветок лотоса.
Ум почитателя в день чествования Боргини Парвати — Матери Сканды находится в Вишуддха Чакре, поэтому все его внутренние и внешние действия полностью останавливаются так же, как и ум. Ум спокоен, как океан без волн. Начинается продвижение к состоянию чистого сознания. Почитатель полностью погружается в медитацию, освободившись от мирских мыслей и покрова Майи (Морока, иллюзии).
Через почитание Богини Парвати в образе Скандаматы человек получает исполнение всех своих желаний. Он обретает Высшую Радость даже в этом — смертном мире.
Мантра сонастройки с образом Богини Парвати — Скандаматой.
Чандавирам чандамайам чандамундапрабха-нджиним
Там намами чха девешим чандикам чандавикрамам.
Ом, Скандаматре, намах.
Смысл мантры таков:
Поклоняюсь Владычице Богов, Гневной, Страстной и Могучей,
Силе Иллюзии, уничтожающей демонов Чанду и Мунду!
О, Всевышний Прародитель, проявляющийся в образе Богини Скандамати (Парвати), прими мой почтительный поклон.
На шестой день почитается Богиня Парвати в образе Катьяяни. Когда-то жил Великий Мудрец по имени Ката. Его сына звали Катья. Несколько лет он практиковал строжайшую Аскезу для того, чтобы умилостивить Божественную Мать. Он лелеял в своём сердце мечту о том, чтобы Божественная Мать явилась ему в форме его дочери. Богиня Парвати милостиво откликнулась на его просьбу.
Через некоторое время, когда огромная власть демона Махишасура перешла всякие границы, три Бога — Сварогъ (Брахма), Вышень (Вишну) и Сива (Шива) решили остановить его и создали для этого ещё один образ Богини Парвати, передав ей часть своей силы, чтобы убить демона. Мудрец Катьяяна был первым, кто начал почитать Её, поэтому она и называется Катьяяни.
Другая легенда говорит о том, что Богиня Парвати родилась в семье Мудреца Каты в образе его дочери в 14-й день убывающей луны в месяц Ашвина. Приняв поклонение Катьяяны в течение трёх дней, 7-го, 8-го и 9-го дней светлой половины того же месяца, на Виджаядашами она убила демона.
У Богини Катьяяни четыре руки (качества, свойства). Жестом правой верхней руки Она отводит все страхи, а правой нижней — дарует благословение. В левой верхней руке Богиня держит меч, а левая нижняя рука украшена цветком лотоса. Её ездовое животное — лев.
В день почитания Катьяяни ум почитателя устанавливается в Аджна Чакре. В Йоге Аджна Чакра имеет величайшее значение. Когда ум человека остаётся в Аджна Чакре, Йог отказывается от своего Ложного Эго и сонастраивает свою Душу и Главную Живу (Истинное Я) с волей Богини. Таким образом он очень легко достигает прямого видения Матери Катьяяни. Все четыре цели и четыре ступени духовного развития — Дхарма, Артха, Кама и Могша — легко достигаются Йогом (Садхакой), почитающим с Любовью и Искренностью Божественную Мать Катьяяни.
Мантра сонастройки с образом Богини Парвати — Катьяяни.
Сукханандакарим шантам сарвадеваирнамаскритам
Сарвабхутатмикам девим шамбхавим пранамамйахам.
Ом, Катйайанйаи, намах.
Смысл мантры таков:
Я поклоняюсь Супруге Благостного Бога Сивы (Шивы, Шамбху),
Богине, Сути всего существующего,
Которой поклоняются все Боги — спокойной, дарующей Счастье и Блаженство!
О, Всевышний Прародитель, проявляющийся в образе Богини Катьяяни (Парвати), прими мой почтительный поклон.
На седьмой день почитается образ Каларатри — Матери Мира Парвати (Дурги). Он является седьмой формой в последовательном почитании Богини в дни Наваратри. Цвет Её тела — тёмный и чёрный. У Неё распущеннные волосы. Ожерелье, сверкающее молниями, украшает Её шею. Три глаза Богини, имеющих форму космического яйца, постоянно мечут молнии. Когда Она вдыхает или выдыхает, через Её ноздри вырывается пламя.
Эта ипостась Богини имеет четыре руки (качества, свойства). Она ездит верхом на осле. Жестом поднятой правой руки Богиня Каларатри всегда дарует благословения всем без исключения. Жестом нижней правой руки Она устраняет страхи. В верхней левой руке Богиня держит подобное шипу оружие, сделанное из железа, а в нижней левой руке у Неё — кинжал.
На этот образ Божественной Матери Каларатри всегда крайне страшно смотреть, но Она всегда благоприятна по своему действию. Вот почему другое имя Богини — Шубханкари (приносящая благое), поэтому почитатели не должны бояться Её.
В день почитания Богини Каларатри (Парвати) ум ищущего достигает Сахасрара Чакры. Для такого человека открывается дверь ко всем Сиддхам (Духовным Силам) Вселенной. Все его грехи и все препятствия на его пути полностью разрушаются. Он достигает Небесной Обители, которая дарует ему неисчерпаемую добродетель.
Божественная Мать Каларатри разрушает нечистоту. Демоны — Данавы, Дайтьи, Ракшасы и другие злые духи приходят в ужас и убегают, как только почитатель вспоминает Богиню Каларатри. Она, также, является устранительницей негативных планетарных влияний. Её почитатель не боится огня, воды, диких зверей, врагов и ночи. Милостью Богини он не испытывает никаких страхов.
Мантра сонастройки с образом Богини Парвати — Каларатри.
Чандавирам чандамайам рактабиджапрабха-нджиним
Там намами чха девешим гайатрим гунашалиним.
Ом, Каларатрйаи, намах.
Смысл мантры таков:
Поклоняюсь Владычице Богов, Гаятри, исполненной всех благих качеств,
Страстной и Могучей, Силе Иллюзии, уничтожающей демона Рактабиджу —
Богине Бхадракали.
О, Всевышний Прародитель, проявляющийся в образе Богини Каларатри (Парвати), прими мой почтительный поклон.
На восьмой день почитается восьмая ипостась Божественной Матери Парвати (Дурги) – это Махагаури. Этот образ Богини отождествляется с раковиной, Луной и цветком Кунды. Говорится, что ей всегда восемь лет.
Все одежды и украшения Богини — белые. Ездовое животное Махагаури — бык. У Неё четыре руки (качества, свойства). Жестом правой верхней руки Богиня устраняет страхи, в нижней правой руке Она держит трезубец. В верхней левой руке Богиня Махагаури держит Дамару, а жестом нижней левой руки — дарует благословения. Её внешний облик очень спокойный и безмятежный.
В образе Парвати — дочери Царя Гор она практиковала суровейшие из возможных Аскез, мечтая иметь в качестве Божественного Супруга — Бога Сиву (Шиву). Таков был Её Обет. В результате сурового Тапаса [3] тело Богини стало чёрным. В конце концов, Бог Сива (Шива) был умилостивлен. Он сам омыл Её тело Свещенной водой Ра Реки (Ганги), после чего цвет тела Богини изменился и стал сияющим, как зарница. С этого времени Богиня Парвати стала известна как Махагаури.
Почитание Богини Махагаури, сила которой неисчерпаема, всегда приносит добрые плоды. Все накопленные грехи Её последователя уходят в результате почитания Богини, а в будущем никакие страдания его не беспокоят. Он становится чистым во всех смыслах и получает неистощимую добродетель.
Мантра сонастройки с образом Богини Парвати — Махагаури.
Сундарим сварнасарва-нгим сукхасаубхаджадайиним
Сантошаджананим дэвим субхадрам пранамамйахам.
Ом, Махагаурйаи, намах.
Смысл мантры таков:
Я поклоняюсь Прекрасной Богине с золотым телом,
Субхадре (сестре Бога Крышеня), рождающей умиротворение
(Богине в образе Сантоши Ма), дарующей Счастье и Красоту!
О, Всевышний Прародитель, проявляющийся в образе Богини Махагаури (Парвати), прими мой почтительный поклон.
На девятый день почитается последняя из девяти форм Божественной Матери Парвати (Дурги) – Сиддхидатри.
В этом образе Богиня-Мать Сиддхидатри может дать почитателям все Сиддхи (Духовные Силы). В соответствии с Дэви Пураной — одной из Богинь Ведической Мудрости, Бог Сива (Шива) обрёл эти силы и стал Ардханаришварой только милостью этой Богини.
У Божественной Матери Сиддхидатри четыре руки (качества, свойства). Её ездовое животное — лев. Она сидит на цветке лотоса. Богиня держит в правой нижней руке Чакру, а в верхней — палицу. В левой нижней руке у Неё раковина, а в левой верхней — цветок лотоса.
На девятый день Наваратри предписанным способом с полным доверием Йог (Садхака) обретает все Сиддхи. Во Вселенной для него не остаётся ничего недостижимого. Он развивает способность управлять всей Вселенной.
Мантра сонастройки с образом Богини Дурги (Парвати) — Сиддхидатри.
Дургаме душтаре карйе бхайадургавинашини
Пранамами сада бхактйа дургам дургатинашиним.
Ом, Сиддхидатрйаи намах, Ом аим хрим клим чамундайаи виччхе.
Смысл мантры таков:
Всегда с Любовью и преданностью поклоняюсь Дурге-Сиддхидатри,
уничтожающей нищету и болезни, страх и препятствия в трудных ситуациях!
О, Всевышний Прародитель, проявляющийся в образе Богини Дурге-Сиддхидатри (Парвати), прими мой почтительный поклон.
Как праздник Наваратри проводят в Индии.
Праздник с большим размахом отмечают по всей Индии, но в разных регионах по-разному. Наиболее пышным празднованием дней Наваратри славится западная Индия, особенно штат Гуджарат и Мумбаи. В Западной Бенгалии Наваратри и Дуссехра проводятся как Дурга-пуджа — Свещеннодействие в честь Богини Дурги (Парвати).
В западной Индии Наваратри сопровождается танцами на протяжении всех девяти ночей. Традиционные танцы Гуджарата, известные как гарба и дандийя раас, исполняются в ярких одеждах. Иногда в таких танцах используются красивые палочки, называемые дандийя. В Мумбае массовые танцы достигают огромных масштабов. Они занимают не только клубы, но даже целые стадионы по всему городу.
В Дели во время торжества по случаю Наваратри разыгрываются пьесы из Махабхараты — Рамаяны. В южной Индии праздник Наваратри известен как Голу. В эти дни выставляют небольшие куммиры (мукти) из фигурок персонажей Ведических Писаний, особенно Рамаяны.
На протяжении всех девяти дней происходит поклонение Богине-Матери в различных Её формах. Обряды почитания выполняют утром до приёма пищи. А вечером начинаются празднества и танцы.
В Гуджарате в первый день праздника приносят глиняный горшок, символизирующий Источник Жизни на Земле, и украшают его. Внутрь горшка ставят маленькую свечу. Затем женщины становятся вокруг него и исполняют танцы.
[1] Аскеза: А – Асъ (Азъ – Божественное существо в человекообразном теле), С – Слово (Мысль, воплощённая в вибрацию речи), К – Како (Который), Е – Есмь (Божественное присутствие), З – Зело (Весьма, Очень, Чрезвычайно). Совмещённый образ: «Мысль, воплощённая в вибрацию речи (Зарок, Обет, Славословие, Мантра, Свещеннодействие), с помощью которых Божественное существо в человекообразном теле осознают Божественное присутствие и духовно совершенствуются». Прим. автора.
[2] Обет — зарок (обещание), данное Богу, исполнение которого ведёт к духовному совершенству. Прим. автора.
[3] Тапас: Т – Твердо (Утверждение), А – Асъ (Азъ – Бог в человекообразном теле), П – Покой (Безмятежность), С — Слово (Мысль, облачённая в вибрацию звука). Объединённый образ: «Бог в человекообразном теле, успокоивший ум и чувства и утвердившийся с помощью слова (мантры, гимна) в безмятежном восприятии Всевышнего». Прим. автора.