"Вяземский Яргический календарь жизни Бабы-Рожаницы в распашных тяжёлых бранных двухслойных понёвах". Часть 3.
Каргопольский месяцеслов.
Народный календарь «месяцеслов», «месяцы», бытовавший у каргополов Вологодчины, впервые был описан Г.П. Дурасовым в 70-х гг. прошлого столетия и заинтересовал многих учёных: Маслова Г.С. (1978 г.); Рыбаков Б.А.(1981 г.); Власов В.Г. (1990 г.); Рязанов П.Е. (1990 г.). Изображение календаря вышивалось на полотенцах, женских завесках и сарафанах по кумачу. «Полотенца с кругами висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение».[1] Крест с загнутыми концами в них чаще всего размещается в середине узоров, «месяцев». Он же присутствует и в других местах календаря.
В целом смысл и значение ярги-солнышка каргопольского календаря представляется на космогоническом, солнечном и земном уровнях. Ярга — середина мира, ярга — знак Солнца, ярга — праобраз, первоначало зарождения человеческой жизни на Земле. Три уровня смыслов и обозначение ярги каргопольского календаря очень хорошо соотносятся с тремя уровнями значений индийского креста с загнутыми концами, используемого в обряде добывания священного огня.[2] Поражает не только их смысловое совпадение, но также и образное.
Смоленские полотенчатые календари.
Своеобразную календарную яргическую систему содержат украшения тканых смоленских полотенец.[3] Ядро такой полной системы составляют четыре яргических вязи, вытканных в срединной части многочастной структуры конца полотенца. Как правило, они соотносятся с четырьмя солнечными поворотами — двумя солнцестояниями и двумя равноденствиями.
Видимая простота решения отображения коло года — два равноденствия и два солнцестояния — усложняется введением временных отмет-праздников, что располагаются между солнечными поворотами. Они изображены разнотипными яргами и яргическими знаками меньших размеров. На ряде полотенец солнцестояния и равноденствия вытканы одинаковыми яргическими вязями, что подчёркивает соответствие обозначаемых ими явлений солнечного года.
Смоленские крестьяне полотенца с календарями относят к обрядовым вещам. В этнографии известно, что Русские полотенца различаются по своему назначению: свадебные, печальные (кручинные), родинные и т. д. Исследователь смоленской народной Культуры В.И. Грушенко отмечает, что календарные полотенца здесь для каждого праздника ткались со своим узором. Это полотенца для свадьбы, похорон, поминальных дней, Масленицы, Жаворонок, Семика и других праздников и обрядов.
На распространённость такого явления в Русской народной Культуре указывает подобное явление в столешниках села Пересыпкино Тамбовского края.[4] Но в этом вопросе мы встречаемся с почти неразработанной темой соответствия яргических вязей и знаков тому или иному обряду, празднику.
Изображение смоленских украс календарного яргического ряда может быть двух видов. В одном случае оно включает в себя целое число яргических вязей, в другом — их ряд остаётся незавершённым. В народном ткачестве восточных Славян явление незавершённости известно, однако смыслового толкования оно пока не получило.
По нашему мнению, в яргическом полотенчатом календаре незавершённость узора знаменует течение времени как череды событий сопровождаемых обрядами. Собранный в Смоленске богатый предметный материал недостаточно пояснён рассказами носителей обычая. Такова судьба ещё недавно живой народной Культуры. Ситуация здесь та же, что и на Каргопольщине.
В археологии описан ряд Славянских Календарей.
Календари древних славянских чар
Сегодня известно около десятка древних Славянских сосудов, которые причисляют к сосудам-календарям с «чертами и резами». Все они найдены в области высокого Славянского земледелия в лесостепной полосе и относятся к «трояновым векам». Сосуды подразделяются на две группы: на одних изображен календарь из 12 месяцев года, а на других же показан только летний сезон или часть годового круга — от новогодних святок до конца жатвы. Раскрытие сущности содержания сосудов с «чертами и резами» в науке было осуществлено, исходя из понимания косых крестов как знаков Солнца, огня и плодородия.[5]
Сегодня в научной литературе получили широкое распространение сведения о светилищах-обсерваториях Праславянских племён. Это, прежде всего, светилище середины I в. н. э. в древней столице Даков Сармизегетузе. Светилища-обсерватории также найдены в других землях древних Славян, в частности в Верхнем Поднестровье.[6] Деревянные или каменные столбы в них расположены концентрическими кругами. При наблюдении столбов с определённых мест они могли служить точками наводки на те или иные небесные тела (например, на точку восхода Солнца в день летнего или зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия).
При постоянных наблюдениях такие святилища-обсерватории позволяли не только вести счёт времени, но и предсказывать солнечные и лунные затмения. Знаменитым светилищем-обсерваторией сегодня считается и город Славян-Андроновцев Аркаим, открытый на юге Челябинской области. Общий план города напоминает яргический знак кругового типа. Время его существования археологи относят к 17―16 в.в. до н. э.[7] Недавно было высказано мнение о возможном построении Аркаима по основе двух классических ярг, вычерченных в кругах-кольцах по правилу золотого сечения.[8]
Для обобщения вышесказанного необходимо учесть следующее. Археологическими и этнографическими исследованиями установлено, что Солнце со времён эпохи неолита и до наших дней обозначается знаками круг, крест, круг с крестом внутри, несколько концентрических кругов с крестом внутри, розетка, включённая в круг, завихряющаяся розетка, косой крест, крест с загнутыми концами, круг с расходящимися лучами, которые могут наделяться и другими значениями. Крест и ярга могли обозначать одно и то же явление, объект, действие.
Таким образом, в основе построения индоевропейских, в том числе Славянских светилищ-обсерваторий, в их календарном исчислении лежала солнечно-космическая система. Мы полагаем, что и для создания вяземского яргического календаря жизни бабы-рожаницы Славянскими Жрецами был использован известный подход построения календарей.
Из исследованного нами материала, находящегося в собраниях музеев и частных собраниях, становится очевидным следующее: система исчисления и выражения половозрастного, общинного и духовного состояния Великорусской крестьянки восходит к древнему Православному [9] мировоззрению Славянского народа и определена исконным народным мировосприятием духовных явлений жизни. Основная роль в ней отводится Богу Солнца (Всевышнему, проявляющему себя через Солнце) в его начертательном изображении – ярге.
Тщательно продуманный и наполненный глубоким Православным смыслом, воплощённый в узорах тканья и вышивки, цвете, обрядовых действиях духовно-нравственный бабий календарь указывает на его сознательное создание в глубокой древности, чему подтверждением являются историко-культурные соответствия.
Просматривается широкое распространение в землях Великорусов календарей бабы-рожаницы в недалёком прошлом и настоящем. В простоте, наглядности и исторической работоспособности календарной системы угадывается почерк её создателей, которые были вероятнее всего Жреческим сословием Славяно-Русов.
Начало в первой и второй части статьи.