"Вяземский Яргический календарь жизни Бабы-Рожаницы в распашных тяжёлых бранных двухслойных понёвах". Часть 1.
Понёва относится к особой древнейшей Славянской одежде, свойственной всем восточным Славянам. Особое положение понёвы в крестьянской Культуре [1] дало основания для её исследований крупнейшим Русским народоведам и этнографам 20 столетия Д.К. Зеленину, Б.А. Куфтину, Н.И. Лебедевой, Н.П. Гринковой и новым поколениям учёных.
Все исследователи в той или иной мере касались знакового образа понёвы. Они весьма близко подходили к выявлению знаковых вязей (систем) заключённых в её внешнем виде. Но, к сожалению, многие вопросы, связанные со знаками и знаковыми вязями понёвы, так и остались неисследованными.
Осуществляемые нами исследования Русской народной одежды на знаковом уровне привели к выявлению (открытию) закономерностей знако-сущностного содержания в Русской понёве. Знако-сущностное содержание понёвы нами определено понятием бабьего [2] календаря жизни, календаря жизни бабы-рожаницы (рис.1). Одним из ярких календарей баб-рожаниц является календарь вяземской крестьянской Родовой Культуры (рис. 2).
Вяземская крестьянская Родовая Культура в науке известна под именем цуранов и включает сёла Вяземку, Ушинку, Большую и Малую Ижморы. Ранее эти селения относились к Керенскому уезду Пензенской губернии. Ныне они входят в Земетчинский район Пензенской области.
В одежде вяземской Культуры изначально выражено древнее знание о существовании Бога (Единого, Верховного), Души и Духа, явлениях перехода и бытия человека в этом мире. На основе понимания сущности базовых категорий духовности народной Культуры, её общих закономерностей: рождения и смерти, праздника и печали, и других – образуются две части неделимого, единого культурного пространства: времена Круга Жизни [3] (яргические) и Духовные (Сварожьи) [4] времена.
Под временем (временами) понимаем определённый отрезок времени в жизни человека, семьи-рода и мира-общины, выделяемое обычаем, обрядом или обрядовым действием. Оно характеризуется духовным, половозрастным, общинным состоянием и положением человека и рода. Иначе говоря, время – это явление, имеющее, как правило, естественные границы.
Таких времён на жизненном пути вычленяется известное количество. В соответствии с ними народные женские одежды – сряды распределяются на два вида: сряды времён Круга Жизни – яргический вид и сряды духовных времён – Сварожий вид (рис. 1 и 2).
Слово «яргический» образовано от Древнеславянского двухкоренного слова «Ярга»: Яр – Ярила (Солнце), свет Солнца, плодородие, огонь, Жизнь; Га – указание на движение (путь).
Слово Сварожий образовано от слова Сварга: Свар – Свет, Блестеть, Огонь. На Санскрите Свар – сиять, звучать, воспевать, восхвалять. Таким образом: Сварга – Небеса, Небесное Сияние, Небесный Путь. Свет, как огонь Небесный и земной в народной Культуре имеет глубокое содержание. Га – придаёт божественный смысл движению.
Круг Жизни.
Времена Круга Жизни в узком значении общеизвестны: рождение, детство, девичество, свадьба, детородие (родославие), последетородное, смертное. В широком понимании Круг Жизни охватывает все времена, все жизненные явления и события человека, отмечаемые народным обычаем. В нашем исследовании чаще всего понятие Круг Жизни используется в первом значении.
Девичество. Девичье - от 11 до 13 лет [5] и до готовности к выходу замуж, с которого начинается время девок-невест.[6]
Следующее время в зависимости от судьбы девки: выходит она замуж или остаётся вековухой, переходит в свадебное или вековушное.
Свадебное – от нескольких дней до нескольких месяцев. Оно вбирает в себя сложное сплетение духовных и яргических времён.
Родославное, оно же бабье – со дня выхода замуж (рождения ребёнка) и до окончания рождения детей. Бабье время носителями вяземской крестьянской культуры делится на четыре возраста: первый родовой, второй, третий и четвёртый родовые.
Последетородное – от времени окончания деторождения до ухода в мир иной – также имеет четыре возраста: первый последетородный, второй, третий и старушечий.
Смертное – время смерти и погребения.[7] Каждому времени яргического круга соответствует свой тип сряд, состоящий из нескольких подтипов. Девичьему времени соответствовала девичья система сряд; свадебному – свадебные виды и типы сряд; детородному – родославный тип сряд; последетородному – последетородный тип; времени смерти и погребения – погребальные виды и типы сряды (рис. 1).
Духовные времена включают: праздники, печаль, бабство, солдатство и вдовство, вековушество и смерть. По своему основному содержанию свадебное время относится к Сварожьему времени. При этом свадьба жёстко включена в неразрывную цепочку яргического круга, что и заставляет рассматривать её в этой части.
Праздники народного календаря имеют от одного до четырёх степеней праздничности. Время (дни) проведения семейных обрядов также обладают соответствующими степенями. Появление женщины среди людей в обычные дни, выход «на люди» соответствует четвёртой степени праздничности.
Бабство – сорок дней печали [8] после рождения дитя. Печаль, кручина делится на два больших временных отрезка (степени печали), внутри которых происходит сложное членение этих степеней (этих отрезков) на более мелкие, но настолько важные, что все они отмечаются своими срядами.
Время солдатки разделяется на три неравные части: кручина – основное время печали; ожидание встречи – краткий отрезок времени от получения известия о возвращении мужа до его встречи; время встречи – время родославия, т.е. время возвращения в яргические времена.
Время вдовы – вся её оставшаяся жизнь, таково же время и вековухи.
Каждому духовному времени жизни соответствует подвид [9] сряд, состоящий из типов и подтипов. Как правило, подвид состоит из одного типа сряд (рис. 2). Ношение сряд Сварожьих времён жизни определяется, прежде всего, духовно-нравственным состоянием человека, общины и окружающего его мира.
Каждый подвид (тип) сряд носился строго определённое время жизни, заменяясь на другой. В каждом типе смена одной сряды на другую (смена подтипов) происходила в порядке, обусловленном духовностью, общественными и половозрастными явлениями и зависела от количества степеней.
Такие сряды и одежды как вдовья, старушечья и вековушная, носились до смерти, никогда не меняясь на сряды других типов и видов. Вековуха имела одежду, но не сряды, её не наряжали и не сряжали. Смертное время заканчивается на 40-й день, когда дух умершего покидает этот мир.
Знаковая часть.
В одежде носителями Культуры выделяются части, на которых различными знаками: линейными узорами, цветом, кроем, способами тканья (вышивки), материалом - «прописывается» её вид, тип и подтип, т.е. отношение к соответствующим временам, возрастам, степеням и состояниям.
Среди них (при необходимости) выделяется та часть, на которой различными знаками в наибольшей полноте отражается назначение одежды. Её назовём основной знаковой частью одежды. По знакам, размещаемым на основной знаковой части, одежды получают свои названия. На других деталях одежд подобными знаками (одинаковыми со знаками основной части или иными) также может отражаться назначение одежд. Эти детали назовём дополнительными знаковыми частями.
При исследовании одежд мы встречаемся с явлением, когда носители Культуры каким-либо образом выделяют среди других один из знаков. Это относится и к линейным узорам. Такой знак будем называть основным или ключевым знаком (узором). Последовательность из ключевых знаков целесообразно называть ключевая цепь или ключевая строка, а из обычных знаков – знаковой цепью. В понёвах они имеют свои названия. Следовательно, мы будем использовать понятия: основная знаковая деталь; дополнительная знаковая деталь; ключевой знак; ключевая знаковая цепь (ключевая строка), знаковая цепь.
В вяземской крестьянской Родовой Культуре бытовала распашная тяжёлая двухслойная браная яргическая понёва, состоящая из трёх самостоятельных частей.
Первая часть – это пелена, полотнище, плат, покрывало, сшитое по основе из трёх домотканых одинаковых полотен.
Вторая часть – гашник, средство для подвязывания понёвы на бёдрах.
Третья часть – обгонка, гарус, неширокая красная узкая шерстяная полоска, которой понёва обкладывалась по краям (рис. 3). Браные узоры подподольника набирались разноцветными нитями на основе двухслойных тканей.
Ношение понёв в сёлах сохранялось до конца 80-х годов прошлого столетия, когда последние старухи понёвницы ушли из этого мира.[10]
Что было известно в науке до последнего времени в отношении понёв этой Культуры? В самом общем виде это представлялось так: в цуранских селениях бытовали понёвы, схожие с тяжёлыми браными свастическими понёвами Касимовского уезда, описанные Б.А. Куфтиным. Они были красно-полосатыми и тёмно-синими, старушечьими, повседневными и печальными.
Добавлялось, что в сряду с ними входила двурогая кичка Гринкова Н.П. (1937 г.); Лебедева Н.И. (1951 г.); Шангина И.И. (1984 г.); Жигулёва В.М. (1989 г.) и (1995 г.). Если говорить о знаках и знаковых системах этой одежды, то такой вопрос, как отмечено выше, не ставился.
Применяя метод знакового изучения женской народной одежды, попытаемся уложить в понятные представления кажущийся набор безсвязных, иногда противоречащих друг другу научных и полевых материалов и показать картину бытования понёвы такой, какой она есть в действительности в глазах носителей Культуры.
В понёве вяземской Культуры выделяются две основные знаковые части: главное поле полотнища – полотно и подподольник, последний также называют срядой (рис. 3). Первую деталь назовём определяющей знаковой частью, а вторую – распределяющей знаковой частью.
Дополнительными знаковыми частями являются: гашник; верхняя узорная часть полотна; внутренняя нижняя (загнутая) узорная часть (рис. 3). Последняя деталь – это часть единого полотна, следующая за срядой. Она перегибается по линии утка (рис. 3) и пришивается с внутренней стороны понёвы по ширине подподольника. Верхняя узорная часть имеет многочастную узорную вязь различной ширины в расцветке основного поля для красных понёв и красного цвета – для тёмно-синих.
По цвету определяющей знаковой части осуществляется деление по временам жизни. По знаковым узорам, яргам распределяющей знаковой части осуществляется распределение по возрастам и степеням времён.
Оглядывая ход наших бесед по понёвам с носителями Культуры, видим такую особенность: большинство старух вяземской Культуры, прежде чем что-либо сказать об этой одежде, вначале просчитывали количество ярг на подподольниках и только потом давали характеристику. Знаковый облик понёвы ими связывался с цветом полотна и количеством ярг на её сряде.
Понёвами весьма дорожили жители вяземской Культуры. Так свадебная понёва в 1847 г. оценивалась в 20 рублей, в 1859 г. – 25 рублей ассигнациями. Это огромные деньги для крестьянского хозяйства. По обычаю – понёвы переходили из Рода в Род по женской линии. Понёва называлась понька, понява, понявоцка, панёва.
Собранные нами сведения по цуранским понёвам дали снования представить их совокупность в виде яргического календаря жизни бабы-рожаницы. Смысловое содержание календаря воплощалось посредством цвета полотна основной определяющей знаковой части и тщательно разработанных узоров браного подподольника, сряды основной распределяющей знаковой части.
В продолжение яргических и Сварожьих времён жизни женщиной носились отличные друг от друга понёвы, выражая через цветовые знаки полотен, а также количество ярг и их разнообразия на подподольниках духовное, половозрастное и статусное положение и состояние крестьянки.
Ярга (свастика) – крест с загнутыми концами – это ключевой линейный знак, и в то же время здесь так называют любую знаковую цепь из различных горизонтально размещённых рядов ярг-знаков сряды.
Система счёта яргами в понёвах состоит из нечётного числа горизонтально расположенных узоров. Календарь включал понёвы об одной ярге, трёх, пяти, семи, девяти, одиннадцати яргах и чёрную понёву с полосой из белых линейных узоров на подподольнике. Важно иметь в виду, что понёвы об одной, трёх и пяти яргах были как красно-полосатые, так и тёмно-синие.
Продолжение в второй и третьей части статьи.
[1] Культура от слов «Культ» - почитание (прославление) и «Ра» - Изначальный Свет Всевышнего Прародителя. Прим. ред.
[2] Баба – замужняя женщина; умудрённая опытом жизни; имеющая внуков. Прим. автора. В соответствие с Древнерусской Буквицей, Баба: Б – Боги Небесные, А – Асъ (Азъ – Бог или Богиня, воплощённые в человеческом теле на Земле). Объединённый образ: «Богиня земная, воплощающая на Земле Богов Небесных». В народе говорят, что женщина обабится, станет «бабой», когда родит продолжателя рода, т.е. мальчика. Если родила девочку, её называют молодкой. Прим. ред.
[3] Круг Жизни: 144 лета (года) – полный цикл Даарийского Круголета Числобога. Прим. ред.
[4] Сварогъ: Верховный Небесный Бог, управляющий течением Жизни и всем Мироустройством Вселенной в Явном Мире. Прим. ред.
[5] Оно может колебаться, в зависимости от взросления девочки и желания родителей. Прим. автора.
[6] Веста: та из дочерей, которая способна Вестовать (Вещать) своему отцу Волю Родных Богов. Повзрослевшая Веста становилась Ведуньей, а после замужества – Ведьмой (Ведающей Матерью). «Не Веста» – та, которая на это не способна. От «не Вест» отцы старались быстрей избавиться, не обижая при этом, т.е. выдать замуж за тех невежд, кто был согласен на них жениться. Прим. ред.
[7] В дохристианской Ведической Руси тела мёртвых родичей не хоронили в земле, а сжигали – кродировали (отправляли к Роду Небесному). Прим. ред.
[8] Печаль: Печь – Выпекать, Испекать (Созидать новое на огне Души), Ал – Высшее достижение, Божественная Полнота (например: Алтарь). Объединённый образ: «Созидание высшего достижения, Божественной Полноты огнём своей Души». Прим. ред.
[9] Праздничному времени, кроме праздничных сряд, принадлежат одежды ряженья, выделяемые нами в особый подвид. Так как они не рассматриваются в данной работе, то мы в дальнейшем не говорим о существовании подвидов.
[10] В моих глазах остался облик нашей соседки, бабы Поли Кочетковой. Она всю жизнь проходила в понёве, белом платке и запоне, который врезался в мою память своими красно-белыми оттенками. Массовый отход от ношения исконной одежды начался с начала 30-х годов 20-го столетия. До 60-х годов понёва всё ещё использовалась и молодыми и старыми женщинами, как обязательная одежда на свадьбах, семейных и календарных праздниках. Прим. автора.