Текст «Песни птицы Гамаюн». 17-й клубок.
Алатырь-камень во садочке стоит, во зелёном садочке на яблоне Гамаюн спускалась, присаживалась, Веща птица готовилась песни пропеть.
Как садилась она - стала песни петь, распускала свой хвост до Сырой Земли, и смотрела на красных молодцев, заводила рассказ о больших делах.
Как у камня того, камня белого, собирались-съезжались да сорок царей, собирались и сорок князей. А князья те – со князевичем, сорок Витязей славных, сорок мудрых Волхвов.
Собирались они, соезжалися, вкруг той птицы рядами рассаживались, стали птицу-певицу пытать и расспрашивать: «Птица Вещая, птица Мудрая, много знаешь ты, много ведаешь. Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам о рожденьи народа да Русского. И о Конахъ [1] Свароговыхъ Праведных и том, чем душа успокоится. Спой нам птица последнюю песню свою, а потом улетай, не оглядываясь»!
Отвечала им птица Великая, так рекла Гамаюн Многомудрая: «Вы сидите да слушайте, молодцы, ничего не сокрою, что ведаю».
Как сходили все Боги на Землю Сыру, первый свет они да размётывали. Оживили наш мир ясный Бог Даждьбогъ с легкокрылою Живою-Лебедью.
Насадили они леса тёмные, заселили моря они синие, в Небеса пустив стаи певчих птиц, а зверей — да в тёмные лесушки, а в моря — китов, а в болота — змей.
Утвердил Даждьбогъ в этом мире Правь, утвердил Даждьбогъ в этом мире Явь, да от Нави Явь Даждьбогъ отделил, стал над Явью и Навью господствовать.
Вот тогда Даждьбогъ с Живой-Лебедью золотые венцы сразу приняли и сыграни свадьбу весёлую, веселилася вся поднебесная.
И на свадьбу Даждьбога могучего собирались друзья все Сварожичи. И спросили они Живу-Лебёдушку:
- «Ты на чём же пришла, Жива милая»?
- «Я на жёрдочке, на бороздочке, на овсяном я колосочке, на пшеничном я пирожочке — прославляйте Живу Свароговну»!
Покружилась Жива-Лебёдушка: правой ручкой махнёт — встанет лес и река, левой ручкой махнёт — птицы под облака, все глядят и не могут нарадоваться.
На крутой на горе поднялся рослый дуб, а у дуба все корни булатные, его веточки все хрустальные, его жёлуди – позлачёные, ну а маковка — вся жемчужная. На ветвях его птицы всё песни поют.
Как под тем да под дубом младые сидят: Жива, Тархъ Даждьбогъ да беседуют:
- «Ах, да это садок весь зелёненький! Ах, да эти цветы все лазорёвые! Ах, что это за милый, за ласковый мой. Ах, что это за Жива за Лебедь моя»!
И пошли у Живы Свароговны с молодым Даждьбогомъ Перуновичемъ скоро дети: князь Кисекъ, отец Орей. А отец Орей породил сыновей — Кия, Щека, Хорива и Лыбедь-сестру.
Их поила Земунъ молоком своим, колыбель качал Бог ветров Стрибогъ, их Семарглъ согревал, Хорсъ им мир озарял.
А ещё были дети такие: Богумиръ и Славунь распрекрасная. Появились и внуки, и правнуки — то потомки Роси и Перуновы. Тот народ был велик и красив, словно Рось: племя славное, именем Русичи. Средь детей Богумира — Полева была, Древа, Скрева и прочие, прочие.
Во Саду Богов, в светлом Ирии, после трёх лет Потопа Великого, с Небес падали клещи да огненны — перед добрым Тархомъ Перуновичем.
Получил клещи те Свароговы Праотец Орей, внук Перуновичъ. Стал Орей железо выковывать. Научил ковать — Громовникъ Перунъ.
- «Вот мечи вам и стрелы могучие! - так сказал ему Громовержец-Перунъ. - Победим тем оружьем врагов всех Руси, вашей Родины, моей жёнушки»!
Восхищён был тогда Праотец Орей грозной силой кованья Перунова.
Из Cветого Сада, из Ирия, золотые предметы попадали: плуг с секирой и чаша глубокая.
Подходил к тем вещам князь великий Кий. Поднял Кий золотой с Небес павший плуг, стал он плугом землю распахивать.
Подходил к тем вещам князь премудрый Щекъ — поднял он ту чашу глубокую, наливал он в чашу ту сурицу, приносил так он жертвы Великим Богам.
Брал секиру тогда князь могучий Хоривъ — стал он воином грозным и праведным.
А из сада из Ирия светлого падал с свода Небесного камень велик. Падал он пред Даждьбогомъ Перуновичемъ, пред родными его сыновьями упал.
А доставил тот камень отрок с крылами, и была на Земле тьма великая. И не смог тот камень никто да познать.
Собиралися-соезжалися к тому камню цари и царевичи, были там короли-королевичи, собирались Волхвы многомудрые. Собиралися-соезжалися, вкруг него все рядами рассаживались, и Богов три недели там славили.
И распался затем славный камушек — а внутри его надпись да найдена.
Кто же высек её: Кий, великий ли князь или Щекъ, Волхв премудрый да посохом?
Высек те слова Пращур наш Сварогъ — он узнал их от Рода Небесного.
Рёк Небесный наш Бог: «Меня слушайте! Знайте, дети мои, слово Божие!
Вы о древних летах, люди, помните! О Великом Потопе, об Ирии! О паденье на Матушку Землю огня! Знайте, будут последние годы для вас: годы тяжкие и паскудные! Скоро будет конец света белого!
Будет день последний и Солнце во тьме! И орёл — украшенье Небесное, света вам да не даст в утешение! И сойдут на землю Сварожичи — ужаснётся весь род человеческий!
Сокрушенье придёт от Родителя! И ослабнет рука да у всякого, и смятутся и дети, и старицы, и изменит их лица лёд-пламень-огонь, потеряют они все терпение.
Возмутятся струи да морские тотчас, что гуляют по всей широте по Земной. И восстанет тут Дух да на Силушку — и Стрибогъ успокоит да морюшко. Велесъ двери тогда в Ирий-сад отворит, но лишь Праведник свет да обрящет его! И Сварогъ только Праведных пустит в тот сад и покажет им славную яблоню.
Дети Рода Небесного, родичи! Знайте Русичи, дети, вы Коны Мои! Поучение слов моих слушайте.
Вы потомки Сварога — Сварожичи! Вы, потомки Перуна, русалки Роси! Дети Роси, Русичи, слушайте!
Почитайте друг друга, сын — мать и отца, муж с женою живите в согласии. На едину жену должен муж посягать, лишь с женой должен он миловатися; ну а молодцы те, что милуются, Навьи чары себе да восприняли.
Избегайте вы Кривды и следуйте Правде, чтите род свой и Рода Небесного.
Почитайте три дня вы в Седьмице Светой — среду, пятницу и воскресение.
В среду Велесъ с Ягой совещалися, как им встретить Даждьбога Перуновича, когда он за коровами следовал, этот день для советов намеченный. Совещалися в среду с Мареной Кащей, как убить им Даждьбога Перуновича.
Сам Перунъ с Росью встретился в пятницу, и родился великий и славный Даждьбогъ.
Этот день — да для встреч установите вы и для важных для всех предсказаниев. В этот день пригвождён был Мареной Даждьбогъ и на скалы повешен Кавказские. Также в пятницу Макошью-Матушкой был предсказан Даждьбогу Великий Потоп.
Этот день для ПОСТа,[2] воздержания, почитайте его, как вам сказано. Потому подобает поститься отныне среду каждую и каждую пятницу. А теперь воскресение установлю, вы внимательно, люди, послушайте!
В воскресение Жива Даждьбога спасла, оживляла водой и сняла со скалы. И на крыльях своих лебединых взяла, унесла в Ирий-Сад ко Рипейским горам.
Если кто в воскресение трудится — то не будет ему прибавления ни в богатстве, ни в отдыхе, в торных делах, ни таланта не будет, ни жребия!
День седьмой человекам мной дан и скотам — на покой, отдых дан, на веселие; будет радостно вам — пойте песни Богам, всем Родимым Богам, всем Сварожичам!
Почитайте же, люди, Великий свой ПОСТЪ, от сожженья Марены Свароговны и до свадьбы да Живы-Лебёдушки, берегитесь во все дни от кривдушки! Сохраняйте от съедения чрево своё, сохраняйте руки от сграбления, от хулы — уста, ум — от глупости, ну а чресла от прелюбодеяния!
Почитайте яйцо вы Кащеево, что разбил наш Даждьбогъ Тархъ Перуновичъ. По весне поминайте Кащеюшку, Буйна Велеса — как воды покажутся!
Коль не будете слушать вы Заповедь — я раскрою Своды Небесные, и спущу горящие каменья, и пролью я воду кипящую! Из Небесной кузни Свароговой вылью горе-железо расплавлено!
Оком солнечным реки, моря иссушу, и болота тогда возгорятся огнём, ручейки тогда все враз повысохнут!
Загорится тогда Земля Матушка — от восхода до самого запада, от полудня гореть будет до ночи. Загорятся и горы с раздольями, загорятся и лесушки тёмные!
И пролью тогда воду Небесную, и сошлю я на Землю Великий Потоп. Землю как скорлупку яичную, как девицу отрину, как вдовушку. Разольются да реки текучие, расшумится да морюшко синее, приклонюсь я к Сырой Земле Матушке — и не слышно да будет рыдания!
Почитайте страстную неделю вы — как скорбел Даждьбогъ от распятия до спасения Лебедью-Живою, так и вы поскорбите приниженно. И не пейте питья густохмельного, не скажите ни слова вы бранного!
От тех бранных слов Лада-Матушка на Рипейских горах затрепещет вся, запекутся уста Лады-Матушки. Коль не Ладушка — ваша заступница, я б давно погубил непослушных людей!
Вы ликуйте: «Спасён светлый Бог Даждьбогъ! К нам Весна идёт, Жива-Матушка»!
Коль не будете Заповедь слушать мою — сотворю я вам небо да медное, сотворю я вам Землю железную. И от медного неба росы не воздам, и плода от Земли не дарую вовек.
Поморю всех мором да голодом, все колодцы у вас да повысохнут, все запасы у вас оскудеют вовек, погублю людей и скотинушку, и не сможет ваш вол ярмо выносить, а овечья вся шерсть да скатается!
И не дам вам дождя, и не дам вам тепла! И не будет тогда на Земле ни травы, на деревьях не будет ни малой коры. Птиц не будет, летящих по воздуху, и зверей, тех, что по лесу рыскают. Опустеет тогда Мать Сыра Земля!
Почитайте Купальское времечко. Вспоминайте победу Перунову, как Перунъ победил Зверя Скипера, и как сёстрам своим волюшку он дал, как очистил он их в водах Ирия, почитайте Перуна-Громовника.
Почитайте вы, также, Перуновъ день. Как Перунъ в четверг к Диве сватался, как Перунъ морского царя победил и с Небес низверг буйна Велеса!
Ох, вы чада мои, чада Русичи! Если вы сей Конъ не возлюбите, коль не будете чтить эти праздники и поститься в ПОСТы вы не станете, напущу я на вас гром и молнию, глад и град, да и тьму непроглядную!
После жатвы всегда вспоминайте вы — об успении Златогорушки. Почитайте день Волха Змеевича, сына Индрика, Ясного Сокола. Почитайте день Макоши-Матушки, Пресветой и Великой да Матери!
Почитайте Даждьбога могучего!
Ох, вы чада мои, чада Русичи! Рождены вы Перуномъ и Росию! Кости ваши — от твёрдого камушка. От Сырой Земли да от Матушки — тело ваше и сила великая, кровь-руда да от Чёрмного морюшка,[3] а дыхание — от Стрибожьихъ ветров.
Ваши очи — от Солнышка Красного, мысли ваши — от облака лёгкого. Как по небу тучи проносятся, так и к вам плывут мысли славные.
Ваша первая мать — Лада-Матушка, Мать Небесная, Богородица, а вторая мать — Мать Сыра Земля. Третья мать — что дала вам название.
Если Лада вам Мать не покажется, ничего на Земле не появится, ни скота, и ни птиц, и ни дерева.
Человеку тогда на Земле ведь не жить!
Если Матушка Лада поможет вам, то Земля воздаст, и накормит сполна, тварь любая живою окажется: скот, и птица, и всякое дерево.
Ох, вы чада мои, чада Русичи! Если вы мой Конъ не возлюбите, и не будете праздновать праздники, и поститься в ПОСТы вы не станете, напущу я на вас градобитие, напущу и морозы я лютые, и Земли Сырой потрясения, и огонь палящ, и великий мор. Напущу свирепых зверей на вас и чудовищ из царства из пекельного!
И придут, вас сгрызут звери страшные, ой малым-мало не покажется!
А коль с кривдой случайно подружитесь — напущу я великие бедствия, и войною поднимется царь на царя, на отца сын восстанет на родного. И восстанет тогда против брата — брат, и сосед пойдёт на соседушку, и начнётся тут кровопролитие, перебьёте друг друга в мгновение.
Не весёлая будет годинушка, и поднимется птица Обидушка, вступит девой на Землю на Матушку, лебедиными крыльями всплещет она. Вы начнёте ковать криву кривдушку, и про малое молвить — большое оно, говорить: се - моё, то — моё же вовек, и погрязнете в гибельном омуте.
Я на вас напущу стаи чёрных да птиц, у которых все клювы железные, и начнут они очи выклёвать. Вы нигде да от птиц тех не скроетесь! Поспешите вы да на кладбище ко усопшим своим ко родителям, и попросите их, чтоб пустили к себе — вас не пустят к себе те усопшие!
Ох, вы чада мои, чада Русичи! Те, кто Коны мои сердцем выстрадает, кто восславит Рода Небесного, станет праведно Коны мои толковать, от того отойдут все несчастия, он — наследник Небесного Ирия! После смерти возьму его за руку, приведу в терем свой на почестей на пир!
Почитайте всех братьев Сварожичей, почитайте Богов всех помянутых! Возносите им жертву Семарглову! Роду веруйте вы, и трём ликам Его – Свентовиту, Сварогу, Перуну!
Тако бысть, тако еси, так будет, ныне, присно, от века до века».
Спела так Гамаюн, птица Вещая, в Небеса взлетела да в синие. И направилась к Ирию светлому, обернулася там Буйным Велесомъ.
А послание людям осталося, заповедано словом Родителя. Знают Русичи, чьей доброй милостью им извечные жизни дарованы!
[1] Конъ: К – Како, О – Оно (Всевышний), Н – Ны (Нам), Ъ – Сотворяша (Сотворил и Заповедал). Единый образ: «Како Всевышний нам Заповедал». Прим. ред.
[2] ПОСТЪ: П – Полное, О – Очищение, С – Собственных, Т – Телес, Ъ – Сотворяша. Прим. ред.
[3] Чёрмный: тёмно-фиолетовый цвет. Так окрашено в непогоду Чёрмное море. Прим. ред.