Игры, хороводы и песни на празднике Бога Купалы.
В годовом календарном цикле праздник Купалы соотносится со «зрелостью» Солнца-Даждьбога (Коляда - «рождение» и «отрочество», Великдень - «юность», Купала - «зрелость», Оусень (Сивояръ) - «старость», Коляда - «смерть» и «рождение»). Периоду «зрелости» соответствуют и такие понятия как «семейный союз», «женитьба» и т.п. Сутью купальской обрядности является мистический семейный союз Ярилы и Мокоши – Небес и Земли, Солнца и Луны, Огня и Воды, Мужского и Женского начал. Немаловажный элемент действа – Родъ, как всеобъемлющее, всесвязующее творческое начало. Одним из символических проявлений Рода (уместным в купальской обрядности) является фаллос (ярун) – символ потенциальной плодородности, «действительности» мистического семейного союза. Основной формой мистического семейного союза является соединение Огненной и Водной стихий. Кульминацией их «свадьбы» (наиболее известной и распространенной) является скатывание с высокого склона горящего колеса (мужского начала) в воду (женское начало).
Купала – праздник Любви. Взаимодействие Небес (Сварога) и Земли (Макоши) – есть Вселенская Любовь. Взаимодействие Мужчины и Женщины – есть Земная Любовь. Купала – праздник Земной любви, как любви Космической. Купала – купа (совокупность, объединение). Основная функция Купалы – объединение (купа) полярных энергий на основе Любви, а не борьбы. Явь (Ян) – Навь (Инь); Небеса – Земля; Огонь – Вода; Мужчина – Женщина. Купальская ночь – космически обусловленное время для встречи суженых, зачатия детей и укрепления семьи на основе взаимопонимания и благосостояния.
В традицию проведения праздника Купала для молодёжи входили хороводы, купальские песни и игры. Большая часть игр направлена на взаимодействие и обмен мужской и женской энергией. В частности, много игр с поцелуями. Целовальные игры в совокупности с народными плясками неслучайно иногда называют секретом семейного счастья...
Дело в том, что такие игры, действительно, помогают выплеснуть лишнюю энергию (в том числе сексуальную), излишнее накопление которой в описываемом возрасте, заметим, в современности приводит молодёжь к откровенному разврату, либо к агрессии и её растрачиванию через нижние центры (чакры). Поэтому, современную молодежь интересуют только инстинкты: есть, спать, оборонятся и совокупляться, а что творится с Родиной и Традицией Предков – им наплевать. А наши Предки в хороводах, в безобидных целовальных играх, удерживали свою энергию на уровне сердечного центра и обучались раскручивать вихри детородной силы, пракачивать каналы надис дистанционно, на уровне био-поля без всякого секса, чтобы в будущем создать добродетельное потомство.
Не менее (а может, и более) важно то, что целовальная игра, как никакая другая, помогает на энергетическом уровне лучше почувствовать «своего» человека при помощи шутливых, ни к чему не обязывающих объятий и поцелуев.
А варианты поведения в играх (выбор девкой определённого парня из хоровода, выбор: целовать – не целовать и т.п.) – прекрасный способ ненавязчиво, без обиды, но очень чётко показать своё отношение к человеку – симпатию-антипатию. Как и большинство игр для других возрастов, традиционные молодёжные игры, также, отличаются большой музыкальностью, ритмичностью, а играющие имеют возможность продемонстрировать свою удаль, ловкость, смекалку.
Целовальные игры для молодёжи.
НА СТУЛЬЧИКЕ. Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке. Все стоят вокруг него и проговаривают слова:
Сам сижу на стульчике, Сам сижу на крашеном. Кто меня любит, Тот меня скупит. |
Кто меня скупит, Три раз поцелует! Раз, два, три! |
На счёт «три» все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала.
Я НА БОЧКЕ СИЖУ. Внутри хоровода сидит парень (несколько парней/девок), остальные водят хоровод, все поют:
Я на бочке сижу, Слёзы катятся, Денег нет ни гроша, |
А кушать хочется. Я сижу-сижу горюю у ракитова куста, Если кто меня полюбит – тот и выручит меня. |
Девки целуют – выручают парней, парни – девок. Если кто-то засиживается нецелованным, то поют:
Ох, никто меня не любит И никто не выручает, |
Я на бочке сижу, Слёзы катятся... |
ПРИЛЕТЕЛИ УТУШКИ. Собираются два круга: мальчики внутри, девушки снаружи, потом меняются (после каждого куплета).
Прилетели утушки,
Сели на долинушке,
Крылышки расставили,
Целовать заставили.
Целуй дружка посреди кружка,
Целуй дружка посреди кружка,
Веди новенького, чернобровенького.
Веди новенького, чернобровенького.
Молодую девушку -
Во кружок поставили,
Во кружок поставили,
Целовать заставили.
Целуй дружка посреди кружка,
Целуй дружка посреди кружка,
Веди новенького, чернобровенького.
Веди новенького, чернобровенького. |
Лежит сахар на полу,
Не ленива — подниму.
Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела.
Целуй дружка посреди кружка,
Целуй дружка посреди кружка,
Веди новенького, чернобровенького.
Веди новенького, чернобровенького.
Вот пришел мой дорогой,
Об полати головой,
Целовальщик молодой,
Целовальщик дорогой.
Целуй дружка посреди кружка,
Целуй дружка посреди кружка,
Веди новенького, чернобровенького.
Веди новенького, чернобровенького.
|
МОСТ МОСТИТЬ.
Становятся друг против друга попарно девушка и парень и держат поднятые руки вверх, вровень с грудью. Пары строятся в один ряд длинной вереницею, и чем она длиннее, тем красивее. Этот ряд называется мост. Избранная пара – девушка и парень начинают мостить его: взявшись за руки, они идут на мнимый мост; первая пара моста поднимает руки, пропускает их. Тут парень оборачивается и целует противоположную ей девицу, а его девица противоположного ей парня; когда обе пары перецелуются, парень заключает свой поцелуй на своей девице. Это взаимное целование называется мост мостить, и оно продолжается через весь длинный ряд: всяк непременно обязан взаимно целовать, иначе это почтётся преступлением против игры. Когда первая пара перецелует весь ряд, тогда она становится на конце и начинает пламенное мощение следующая пара – тем же порядком. Когда все пары перецелуются, тогда уже оканчивается мощение моста. Если кто не успел поцеловать или поцеловал не так, как следовало, с того берут фант, который потом разыгрывается. Но редко бывают фанты, потому что никто не пропускает случая поцеловаться, разве случится как-нибудь нечаянно, по недосмотру, или сама девушка увернётся, за то парня не только наказывают фантом, но и предают общему осмеянию. Большей частью бывает, что снова начинают мостить мост по неимению фантов, ибо с фантами оканчивается игра.
ВОДЯНОЙ. Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
|
Ну-ка выходи,
С нами посиди.
|
Круг останавливается. Водяной встаёт и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
БОЯРЕ.
Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:
Первая команда завершает: - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Парень, который выбрал невесту, должен разбежаться и прорвать цепь другой команды. Если ему это удаётся, то он возвращается в свою команду, взяв с собой невесту из первой команды. Если цепь не прорвана, то невеста остаётся в первой команде, то есть не выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.
На самом деле в каждом селе отличались слова, а иногда и правила игры. Есть разные варианты текста. И каждый вариант правилен. То же – с хороводами и песнями. Собиратели в экспедициях сами удивлялись, как в соседних сёлах отличаются слова на один и тот же хоровод, или наоборот, слова одни и те же, а рисунки хороводов – разные.
Вот ещё вариант слов этой игры.
БОЯРЕ-КНЯГИНИ. Парни и девушки становятся в две шеренги напротив друг друга. В шеренгах сцепляются локтями (как в кандалах). На первой фразе шеренга движется вперёд, на второй назад. Кто молчит, тот стоит.
Бояре (Б): Княгини, да мы до вас пришли. Молодые, да мы до вас пришли.
Княгини (К): Бояре, да вы зачем пришли? Молодые, да вы зачем пришли?
Парни пытаются забрать названную девушку, а Княгини её защищают. Если забрали, то ставят в свою шеренгу вместе с женихом. Дальше мотив меняется.
СТОЯТЬ ЗОРЬКА.
Играют мужчины и женщины. Женщины – Зорька, мужчины – за ними следят. Все становятся в круг. Каждый мужчина стоит сзади своей девушки. Руки свободно опущены. Женщины переглядываются друг с дружкой, их задача поменяться местами с той, с кем они переморгнулись. А задача мужчины не дать девушке убежать. Он должен поймать её за плечи и удержать.
Есть ещё традиционные игры, соответствующие характеру праздника Купала: Матрёшка, Поводырь, Платочек, Селезень и утка, Золотые ворота и т.д. Их описание читайте в статье «Традиционные игры, хороводы и молодецкие забавы на Великдень – Масленицу».
Игры для детей и подростков.
Хвосты.
Играют парами. Каждый из игроков получает верёвку одинаковой длины с соперником. Верёвка заправляется за пояс брюк так, чтобы 2/3 свисали сзади наподобие хвоста. Каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во время игры нельзя толкаться, драться, хвататься руками за всё, кроме хвоста, ставить подножки. Победитель тот, кто отобрал хвост у противника, но спас свой. Можно играть и по 4–5 человек одновременно, цель – спасти свой хвост и собрать больше хвостов противников.
Горелки.
Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встаёт впереди. Все хором громко говорят или распевают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо — Птички летят. |
Раз, два, три — беги!!! Другой вариант: Гори-гори ясно, |
В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая её с разных сторон (один — слева, другой — справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмётся за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встаёт в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.
У медведя во бору.
Выбирают одного «медведем». Очерчивают два круга. Однин – место для «медведя», другой — «дом» для остальных участников. Все выходят из дома со словами:
У медведя во бору - Грибы, ягоды беру, |
А медведь не спит - И на нас рычит. |
На последнем слове «медведь» с рычанием выбегает из «берлоги», а остальные бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».
Салки («Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало» и др.).
Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.
Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов, молодёжью и взрослыми. Количество участников — от 3 до 40 человек. Игра не требует руководителей, судей.
По жребию или по считалке выбирают одного водящего — «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я — салка!» — и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я — салка»! Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определённого конца.
Разновидности «Салок»:
- «Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.
- Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.
- Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку»! Если кто-либо из товарищей возьмётся с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится ещё игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего.
- «Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, «Салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий («салка») должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.
Песни, исполняемые на празднике Бога Купалы.
КУПАЛА.
Всем Богам Славянским Слава! – Ой, Купала, ой, Купала!
РУСАЛЬНАЯ.
На гряной неделе русалки сидели - у-у,
раным-рано - у-у-у-у-у-у.
Сидели русалки на кривой дороге - у-у,
раным-рано у-у-у-у-у.
На кривой дороге, на кривой берёзе - у-у,
раным-рано – у-у-у-у-у-у-у-у.
Просили русалки ни хлеба, ни соли –у-у,
раным-рано – у-у-у-у-у.
Ни хлеба, ни соли, ни горькой цыбули – у-у,
раным-рано – у-у-у-у-у.
Просили русалки ярки ленты в косы – у-у,
|
раным-рано – у-у-у-у-у.
Ярки ленты в косы, нежны ножки босы – у-у,
раным-рано – у-у-у-у-у.
Просили русалки поцелуев жарких – у-у,
раным-рано – у-у-у-у-у.
Нежны ножки босы обмывали росы – у-у,
раным-рано –у-у-у-у-у.
Обмывали росы, высыхали слёзы – у-у,
раным-рано – у-у-у-у-у.
Высыхали слёзы, исполнялись грёзы – у-у,
Раным-рано – у-у-у-у-у.
|
«КАК В НОЧЬ ДА НА КУПАЛУ…».
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Входят в силу дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Расцветает цветок алый,
Ой, люли, цветок алый,
Ой, люли, цветок алый –
Жаркий алый чудо-цвет,
Жаркий алый чудо-цвет!
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Стерегут лес навки-мары,
Ой, люли, навки-мары,
Ой, люли, навки-мары;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Цвет горит огнём кровавым,
Ой, люли, да кровавым,
Ой, люли, да кровавым –
Хмарь лесную гонит прочь,
Ярый, жжёт-кровянит ночь!
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Млада по лесу гуляла,
Ой, люли, да гуляла,
Ой, люли, да гуляла;
|
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Травы в короб собирала,
Ой, люли, собирала,
Ой, люли, собирала –
Травы ярые сильны
Силой Солнца и Земли!
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Русу косу расплетала,
Ой, люли, расплетала,
Ой, люли, расплетала;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Добра молодца кликала,
Ой, люли, да кликала,
Ой, люли, да кликала –
Матушка быстра-река,
Ты найди мне жениха!
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Входят в силу дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Расцветает цветок алый,
Ой, люли, цветок алый,
Ой, люли, цветок алый.
|
«УЖ КАК НОЧЬ КОРОТКА…».
Уж как ночь коротка,
Уж как ночь коротка –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Как целебна роса,
Как целебна роса –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Собирался народ,
Собирался народ –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
|
Заводил хоровод,
Заводил хоровод –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Хоровод посолонь,
Хоровод посолонь –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Разгорался Огонь,
Разгорался Огонь –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
|
Распускался цветок,
Распускался цветок –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Озарялся Восток,
Озарялся Восток –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
|
ОДОЛЕНЬ-ТРАВА (пускание корабликов).
Ой, Купальница, ой, печальница,
Замкни марево, выкуй зарево,
Одолень-трава! (2 р.).
Ой, Купальница, ой, печальница,
У русальих вод – навий хоровод,
Одолень-трава! (2 р.).
Ой, Купальница, ой, печальница,
Серебро в горсти, позабудь-прости,
Одолень-трава! (2 р.).
|
Ой, Купальница, ой, печальница,
Времечко-года – что твоя вода,
Одолень-трава!
Ой, Купальница, ой, печальница,
Зазвенит волной в камышах прибой,
Одолень-трава! (2 р.).
Ой, Купальница, ой, печальница,
Что было – прошло, сквозь песок ушло,
Одолень-трава! (2 р.).
|
КУПАЛЕНКА (на плетение венков).
НА ЗАРЕ, НА ЗОРЬКЕ (идут с ветками на сооружение ворот и купальца).
На заре, на зорьке,
Под горой в оконьке.
Ой, раным-рано, на Купалы свято.
Где краса Купала
Ночью побывала?
Ой, раным-рано, на Купалы свято.
Чай на бережочке,
Со милым дружочком
Ой, раным-рано, на Купалы свято.
Цветы собирала,
Венок соплетала.
Ой, раным-рано, на Купалы свято.
Венок соплетала,
В реченьку бросала.
Ой, раным-рано, на Купалы свято.
|
В реченьку бросала,
Ещё величала:
Ой, раным-рано, на Купалы свято.
Ты река, река,
Круты берега,
Ой, раным-рано, на Купалы свято.
Ты неси веночек
На тот бережочек,
Ой, раным-рано, на Купалы свято.
На тот бережочек,
Где живёт дружочек,
Ой, раным-рано, на Купалы свято.
На заре, на зорьке,
Под горой в оконьке.
Ой, раным-рано, на Купалы свято.
|
ДЕВИЦЫ ЦВЕТЫ ЩИПАЛИ.
Девицы цветы щипали
Да у Ивана пытали:
«Что за цветы»?
«Это цветы Купалы,
Девицам – умывалы,
А парням – воздыханья»!
|
Сохнут – сохнут парни,
За грядами сидючи,
На девицей смотрючи,
Что девицы хороши,
А парни – голыши:
Не мают копейцы про души!
|
ПО БОРУ, ПО БОРУ.
По бору, по бору,
По вересу, по вересу
Ходит коник, ходит коник
Воронененький, воронененький.
На том коне, на том коне
Седло лежит, седло лежит.
На том седле, на том седле
Иван сидит, Иван сидит,
|
За ним Марья, сейчас, Марья,
За ним Марья, сейчас, Марья,
Вдогон бежит, вдогон бежит:
«Постой, Иван, постой Иван!
Скажу нечто, скажу нечто!
Скажу нечто, - тебя люблю,
Тебя люблю, тебя люблю,
Тебя люблю, с тобой пойду,
С тобой пойду!
|
А НА ПРАЗДНИК КУПАЛА (хороводы около купальца).
А на праздник Купала
Девка с парнем пропала (2 р.).
А скажи ты девица
Чьего рода-племени? (2 р.).
Я дивчина такова
Мама – ночь Купальница (2 р.).
Скажи, парень, чей ты был?
А моя ж ты девица (2 р.).
А моя ж ты девица
Ты ж моя (ведь) сестрица (2 р.).
|
Пойдём в траву цветную
И вскинемся травою (2 р.).
А братишка в жёлтый цвет
А сестрица в синенькой (2 р.).
А Сварогъ меня сберёг
Что с сестрою спать не лёг (2 р.).
А Мать Лада сберегла
Что с братом спать не легла (2 р.).
А на праздник Купала
Девка с парнем пропала (2 р.).
|
ГОРИ-ГОРИ ЯСНО.
Рагорайся Царь-огонь
Коловрат и посолонь
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
Поднимайся до небес,
Освещая все окрест.
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
РАЗГОРАЙСЯ КУПАЛЕЦ
ПУСТЬ ЯРИТСЯ ТВОЙ ВЕНЕЦ
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
СТАНОВИСЬ ЧЕСТНОЙ НАРОД
В НАШ КУПАЛЬСКИЙ ХОРОВОД
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
БОГИ СХОДЯТ К НАМ С НЕБЕС
В ХОРОВОД НА КУПАЛЕЦ
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
ОЗАРЯЯ ТЁМНЫЙ ЛЕС
ПЛАМЯ ВЬЁТСЯ ДО НЕБЕС
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
|
ЗАЯРИСЬ В СЕРДЦАХ ЛЮБОВЬ
У ДЕВЧАТ И МОЛОДЦОВ
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
ЖАР ЛЮБВИ ВО ВСЮ ПЫЛАЙ
СОГРЕВАЙ НЕ ОБЖИГАЙ
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
ВЕЛИЧАЕМ МЫ КУПАЛУ
ОТ ВЕЛИКА И ДО МАЛУ
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
ЖАР КУПАЛЬСКИЙ В НАС ГОРИТ
ВО ЛЮБВИ НАМ ЖИТЬ ВЕЛИТ.
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
НЕБО ЗВЁЗДАМИ ИСКРИТ
ХОРОВОД НАШ ВЕСЕЛИТ
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
ВО КУПАЛЬСКОЙ ВО НОЧИ
ДЕВКИ ОЧЕНЬ ГОРЯЧИ.
Припев: Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
|
НА ГОРЕ - ГОРЕ (на берёзку).
На горЕ-горЕ петухи поют – да,
Ой, ладу-ладу, петухи поют – да.
Под горой-горой озеро с водой – да,
Ой, ладу-ладу, озеро с водой – да.
Озеро с водой колыхалося – да,
Ой, ладу-ладу, колыхалося – да.
|
Красны девицы разыгралися – да,
Ой, ладу-ладу, разыгралися – да.
Косы зелены расплеталися – да,
Ой, ладу-ладу, расплеталися – да.
Замуж девицы собиралися – да,
Ой, ладу-ладу, собиралися – да.
|
КОЛЕСО (Алатырь).
В Небесах колесо крутится, крутится,
Да скрипит у колеса ступица, ступица,
Сам Сварогъ его ковал молотом, молотом,
Да сусальным покрывал золотом, золотом.
|
Колесо укатит вдаль с птицами, с птицами,
Всё сверкая восемью спицами, спицами,
На закате пропадёт – скатится, скатится,
До восхода кто его – хватится хватится?..
|
У НАС НЫНЕ (на хороводы вокруг купальца).
У нас ныне да не лето, не зима,
Разливалася холодная вода,
Ой ля, ой ля, ой ля, ай ли ля,
Лели ля, ля ли.
Разливалася холодная вода,
Становилась во крутые берега,
Ой ля, ой ля, ой ля, ай ли ля,
Лели ля, ля ли.
Становилась во крутые берега,
А на бережку бел камушек лежит,
Ой ля, ой ля, ой ля, ай ли ля,
Лели ля, ля ли.
А на бережку бел камушек лежит,
Из под камушка холодна водица,
Ой ля, ой ля, ой ля, ай ли ля,
Лели ля, ля ли.
Из под камушка холодна водица,
Полно, полно нам с тобою водиться,
Ой ля, ой ля, ой ля, ай ли ля,
Лели ля, ля ли.
|
Полно, полно нам с тобою водиться,
Мы водились, мы дружили годов пять,
Ой ля, ой ля, ой ля, ай ли ля,
Лели ля, ля ли.
Мы водились, мы дружили годов пять,
А теперь про нас все люди говорят,
Ой ля, ой ля, ой ля, ай ли ля,
Лели ля, ля ли.
Пусть осудят, пускай рядят, говорят,
Мы пойдем с тобой на улицу гулять,
Ой ля, ой ля, ой ля, ай ли ля,
Лели ля, ля ли.
У нас ныне да не лето, не зима,
Разливалася холодная вода,
Ой ля, ой ля, ой ля, ай ли ля,
Лели ля, ля ли.
|
ГОРИ ЯСНО (из репертуара группы Алатырь).
1. Гой, Ярило! Гой, Купало!
Ваша очередь настала,
Разгораются сердца,
Словно угли купальца!
Припев:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло! (4 раза).
2. Гой, Купало! Гой, Ярило!
Солнце землю озарило,
Коловрат поворотись,
Ярче пламя разгорись!
Припев:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло! (4 раза).
|
3. Выше леса, выше гор
Поднимайся наш костёр,
Где разлита неба синь,
Крылья жаркие раскинь!
Припев:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло! (4 раза).
4. Пламя хлещет и ревёт,
Будет весел хоровод!
Гой, Купало! Гой, Ярило!
Ваша слава, ваша сила!
Припев:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло! (4 раза).
|
ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА (на березку).
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли-люли стояла,
Люли-люли стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли-люли заломати,
Люли-люли заломати.
Я пойду пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю,
Люли-люли заломаю,
Люли-люли заломаю.
|
Срежу я с берёзы три пруточка,
Срежу я с берёзы три пруточка
Люли-люли три пруточка,
Люли-люли три пруточка.
Сделаю из них я три гудочка,
Сделаю из них я три гудочка,
Люли-люли три гудочка,
Люли-люли три гудочка.
А четвёртую – балалайку,
А четвёртую – балалайку,
Люли-люли балалайку,
Люли-люли балалайку.
|
ТЫ НЕ РАДУЙСЯ, ЕЛЬ-ОСИНУШКА.
Ты не радуйся, ель-осинушка,
Ой, люли-люли, ель-осинушка.
Не к тебе идут девки красные,
Ой, люли-люли, да с молодками.
Ты порадуйся, белая березонька,
Ой, люли-люли, белая березонька.
Мы к тебе идём, девки красные,
Ой, люли-люли, девки красные.
Мы тебе несём ленты яркие,
Ой, люли-люли, ленты яркие.
|
Загадаем мы да на ленточки,
Ой, люли-люли, да на ленточки.
Да украсим мы твои веточки,
Ой, люли-люли, твои веточки.
Хороводами мы тебя порадуем,
Ой, люли-люли, мы тебя порадуем.
Песней звонкою мы тебя пожалуем,
Ой, люли-люли, мы тебя пожалуем.
Ты порадуйся, белая берёзонька,
Ой, люли-люли, белая берёзонька.
|
Купальские хороводные песни:
ВЫХОДИЛИ КРАСНЫ ДЕВУШКИ.
Выходили красны девушки,
Из ворот гулять на улицу. Выносили соловеюшку на рученьке, Посадили соловеюшку на травоньку, На муравоньку, на цветы лазоревы. Соловеюшка рассвищется, Красны девушки распляшутся, А молодушки расплачутся: Поиграйте, красны девушки, Поколь волюшка жить у батюшки, Поколь негушка у матушки.
|
Неровён жених присватается,
Неровён, как чёрт, навяжется:
Либо старый и удушливый, Либо малый и недужливый, Либо ровня – горький пьяница. Уж я старого утешила, На осинушку повесила; Уж я малого утешила, Возмахнула, в воду бросила. Уж со ровнюшкой – гулять пошла. |
СОЗЫВАНИЕ ДЕВУШЕК В ХОРОВОД.
Собравшиеся на зелёной поляне или на улице девушки берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:
Травонька, муравонька зацвела, Я вечор та, молодая, в хороводе не была. Красна девушка прошаталася, С милым дружком каталася. Мой милый дружок не женатый, холостой, Он приглядчив и хорош, На меня, молодец, похож. Собиралися девушки все во кружок, Расходилися во лесок, Садилися на лужок, Где муравонька и цветок. |
Сорывали с цветов цветочки,
Надевали на головы веночки.
Пошли в хоровод, пошли в хоровод! В хороводе веселились, По забавушкам пустились. Песни славно запевали, Подруженек собирали: Собирайтесь во единый кружок! Запоём ту песню нову, Про радость нашу к хороводу. |
ПРИГЛАШЕНИЕ ПАРНЕЙ В ХОРОВОД.
Девушки запевают призывную песнь, в коей соблюдают прежний порядок хоровода:
Собиралися ясны соколы в дубровушку;
Слеталися белые лебёдушки в зелёную. Со куста на куст перелетывали.
Диди, лади, диди, ладушки! Собирались все на единый на точёк. Между собой токовалися. Все по паре разбиралися. Диди, лади, диди, ладушки! Они думали, гадали: Как гнёздушки завивать будем? Как тёплые сооружать будем? Диди, лади, днди, ладушки! Как нам, девушки, хоровод собирать? Как нам, красным, новы песни запевать?
|
Одна девица всё придумала, удумала. Диди. лади, диди, ладушки! Вы подруженьки любимые! Вы красавицы, забавницы, Сходитесь на лужок, Да и станем все в кружок. Вы сцепитесь все за ручки И примите молодчиков с собой. Диди, лади, диди, ладушки! Выходите, весёлые, веселиться. Резвые пары, сохи собирать; Пары, пары, пашенку пахать. Бел леночек время сеять; Нельзя время упустить. |
Приятного вам проведения досуга на основе Русской народной традиции.
Аоум Тат Сат.