Трудиться или РАБотать? Каждый выбирает сам. Часть 1.

Автор: Владимиръ − соратник Родобожия.

Статья иллюстрирована цветными фотографиями России 19 века: http://veinik.by  

Современное человечество стало заложником городов. Город, а в особенности мегаполис, привлекает не только более комфортными условиями проживания, развитой инфраструктурой, развлекательными заведениями и широким выбором объектов потребления. Главное, что влечёт людей в большой город – это заработок, возможность поправить своё финансовое положение, сделать карьеру, одним словом – работа.

На Руси испокон веков работой называли рабский труд. Даже в Толковом словаре живаго великорусского языка В.И. Даля, где слова одного и того же корня собраны в «гнёзда», нет отдельно слова работа, — это слово входит в «гнездо» под заглавием раб. Там же мы находим следующие значения этого слова:

ж. стар. раба. | Роба и робь ж. работа, дело, труд телесный, чернорабочий. Робити (робити или робити?) стар. обращать в раба, в рабство, делать кого рабом. Про то не робят его, Правд. русск. за это не обращать в рабы. |Робить, малорос. работать, делать; робить, робливать что, о черной, крестьянской работе

….

Робливый казак, сев. деловой, работящий, ражий, ретивый батрак.

….

Работать, работывать что, робить сев. или робить южн. …| церк. быть в рабстве; служить кому, на кого.

Не к этому ли так стремятся миллионы соискателей, мечтающих РАБотать в городах?

Однако наши Предки предпочитали Жизнь на Вольной Земле, в Любви к Природе. Столетиями и тысячелетиями им удавалось «Жить – не тужить» на нашей Земле-Матушке, занимаясь честным трудом на благо семьи, племени рода и народа. Взглянем в прошлое, используя сведения, доступные в интернете:

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

1. Плевальщики.

Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

2. Дегтекуры.

На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.

3. Ямщики и извозчики.

Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

4. Косари.

Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в русском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идет не о кошении травы.

5. Коробейники.

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

6. Скоморохи.

Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.

7. Плакальщицы.

Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

8. Горшечницы.

В те далекие времена гончарное ремесло целиком было в умелых женских руках. Особой красотой и изысканностью эти миски не отличались, но зато были сделаны своими руками, у каждой хозяйки своя мисочка. Каждая мастерица приправляла свою работу индивидуальным стилем и какой-нибудь причудой, будь то простой речной песок, красивые камешки, а кто побогаче — украшал поделку и мелким жемчугом. Кроме мисок для домашнего обихода мастерицы изготавливали игрушки для своих малышей, и даже глиняные бусы.

9. Пастильщицы.

Чтобы помочь производителям этого воздушного лакомства, девушки подбирались очень крепкие и выносливые. Двум работницам приходилось двое суток непрерывно взбивать однородную массу из кислой антоновки. После чего крестьянки раскладывали пасту ровным слоем, чтобы та подсохла и ждали несколько суток пока яблочное пюре застынет, тогда нарезали это лакомство полосками. Это был достаточно тяжкий труд. Пастилу очень любил Лев Николаевич Толстой, его супруга даже придумала свой особенный рецепт,который пользовался большим успехом у близких и гостей дома, рецепт имел свое название — «Пастила Толстых».

10. Наузницы.

Нередко в русском низшем фольклоре упоминается о всевозможной нечисти, которая путала конские гривы и пряжу. Издревле известны различные узлы, несущее как плохое, так и хорошее. Оказывается, были и женщины,большие мастерицы по этой части хитросплетений… Плелись ими обереги-лестнички, чтобы уберечь человека от худого, другие плетения могли приворожить или даже погубить напрочь. В шелковые или шерстяные веревки вплетались разные необычные предметы: кости,иглы, даже крылья летучих мышей. Такая магия считалась очень сильной и опасной для человека.

11. Повитухи.

Такие женщины принимали в семьях новорожденных малышей, и после этого повитухе должно было оказывать почет и уважение всю жизнь. Иное поведение в народе это считалось грехом.Особенно хороших повитух в гроб клали в варежках, из одного уважения к их умелым и волшебным рукам. Мужчин в то время не подпускали к роженицам, поэтому повитухи весь процесс брали в свои руки. Они знали огромное количество древних молитв и заговоров, чтобы уберечь мать и новорожденного ребенка. Повитуха оставалась у молодой матери на сорок дней, помогала купать, лечить малыша, а главное вить. В старину пеленание называлось витьем! Вот такие существовали женские ремесла на Руси, для нас это интересные факты, а в то время эти ремесла конечно же были востребованными, и являлись важной частью жизни этих людей.

Но ведь это всё было  в старину, Бог весть когда, скажете вы! Всё это было востребовано в сельской, крестьянской Руси, а не в современном урбанизированном государстве, где 80% населения проживает в городах, а в сельской местности «ловить нечего». Рынок сельхоз продукции поделен между крупными агро холдингами, а с картошки выращенной на 6-ти сотках – не проживёшь.

Всё это так, но лишь на первый взгляд. Кто не хочет что-либо осуществить – ищет повод для отговорок, а кто хочет – ищет возможности для получения результата. В последние несколько лет начался обратный отток людей из города в деревню.

Это и всевозможные эко-поселения и, так называемые, дауншифтеры, и просто люди решившие переехать в родное родительское село или на дачу.

Наш народ всегда отличался смекалкой, и те из немногих, кто нашёл в себе силы и решился покинуть города, уже составили список добрых дел для живущих на земле поселенцев, которые приносят прибыль и дают возможность жить достойно, не РАБотая в городах, а живя на Природе. В наших современных условиях 21-го века можно использовать не «горстку», а 150 видов деятельности в Родовом поместье или экологическом поселении.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

В статье использованы материалы сайтов:
http://slavmir.org/index.php/11-osnovnaya/73-starinny..

https://vk.com/wall-21325765_4760

http://v-dal.ru/word_s-106041.html


 
Распространение материалов приветствуется со ссылкой на сайт rodobogie.org и автора публикации.