Традиционные игры, хороводы и молодецкие забавы на Великдень — Масленицу.

Автор: Ярослава − соратница Родобожия.

Великдень – чествование ЯРИЛЫ (Яруна, Яровита) – Бога весеннего Солнца,  мужской силы, воинственности, яри, и храбрости.

Ярила несёт в себе и воинские качества, которые одновременно переплетаются с образом Бога-защитника. Следовательно, Великдень Дажбожий является чествованием рождения Ярого весеннего Солнца-Ярилы. В традицию проведения праздника обязательно входили молодецкие забавы для того, чтобы мужчины могли пробудить и увеличить количество Ярой силы, т.е.  мужской, воинской силы, увеличить храбрость.

Традиционной молодецкой забавой на Великдень — Масленица были кулачные бои.

Кулачный бой, как боевое искусство (а временами и народная потеха), представлял собой бой голыми кулаками. На Руси кулачный бой имел не только развлекательных характер, но был, также, направлен на развитие у масс народного населения военных навыков, которые применялись для защиты своих земель и других ратных действий.

Кулачный бой вовсе не был побоищем без правил, это был целый обряд, традиция, которая почиталась в народе, а самые сильные бойцы пользовались всеобщей славой и уважением. «Кулачки», «Бойовище», «Навкулачки», «Бойка» - слова которые сегодня вышли из общего обихода, ранее означали именно кулачный бой.

Правила и виды кулачного боя.

Кулачные бои проводись в разных вариантах: «стенка на стенку», «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». В летний период бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Самый древний вид боя считается «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Он представлял собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые мужчины. Строго запрещалось бить лежачего или присевшего, а так же хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или, хотя бы, заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию, на которой шёл бой), считалась побеждённой.

У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд, также, существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».

Молодецкая забава «Шапки».

Играют в эту традиционную игру двое парней. На голове у каждого из них по шапке. По обоюдной готовности игроки начинают, иногда, обозначая начало каким-либо действием, например «сгрудкой». Задача состоит в том, чтобы, используя свою ловкость и находчивость, применяя различные уловки и финты, сбить с головы противника шапку. Есть варианты игры, когда шапку можно не только сбивать ударом на подобии оплеухи, затрещины и т.п., но и срывать. Упавшая на землю шапка – признак победы.

В общих чертах, не учитывая различных вариантов этой игры, правила следующие:

  • бить по шапке.
  • бить открытой ладонью.
  • во время состязания свою шапку не держать и не поправлять руками.
  • победитель тот, кто остался в шапке.

Игра «Перетягивание ступнями».

Соперники стоят на одной ноге боком друг к другу, сцепившись стопами поднятых ног. Каждый старается заставить соперника стать на обе ноги. Проигрывает тот, кто не сможет устоять на одной ноге. При этом, нельзя толкать соперника руками, желательно заложить их за спину.

Игра «Кто останется в круге»?

Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не сумеет удержаться — выходит из игры.

Особенно интересен финал, когда в круге остаются два самых сильных и ловких участника.

На праздниках проводятся, также, другие народные игры и хороводы.

Хоровод «Во саду ли, в огороде».

Участники идут вправо по кругу, взявшись за руки, встав поочерёдно: молодец, барышня и поют слова песни:

«Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
У ней русая коса,
Лента голубая.
Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой, при этом молодцы с небольшой силой затягиваю барышень в круг, а барышни слегка упираются).
Что вы, что вы, что вы, что вы». - (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Участники идут влево по кругу, взявшись за руки и поют дальше:

«Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.
Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой).
Что вы, что вы, что вы, что вы». – (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Молодцам при произношении слов: «Ух, ух, уха — ха» проявить в голосе и поведении мужскую ярую силу.

Барышням необходимо произнести слова: «Что вы, что вы, что вы, что вы – тонким, мягким голосом и проявить в поведении женскую застенчивость. 

Игра «Ручеёк».

Эту игру знали и любили ещё наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.

Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и уводит за собой выбранную девицу. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить её под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Золотые Ворота.

Из 6-20 участников игры выбирают двух посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет Солнцем, а кто Луной (Месяцем). Выбравшие себе роли солнца и Луны становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, вереницей идут через «ворота». При этом поют любимые песни.

Когда через ворота идёт последний идущий, они «закрываются»: Солнце и Луна опускают поднятые руки и тот, кто шёл последним, оказывается между ними. Задержанного тихо спрашивают, где бы он хотел стать, позади Луны или Солнца. Потом, все играющие снова проходят через «ворота», и опять последнего останавливают. Это повторяется до тех пор, пока все не станут распределены по группам. Тогда группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью верёвки, палки и т.д.

Игра «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».

Игра «Поводырь».

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего – хлопку или свисту, девушки начинают разбирать парней – любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень всё это время идёт с закрытыми глазами. Желательно, чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал: «Можно открыть глаза». Начинается «поделёжка». Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трёх девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки, обычно, с радостью признаются и показываются. Далее, во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни встают во внешний круг и всё повторяется.

Игра «Платочек».

Все стоят в общем кругу. Ведущий выходит и бросает вверх один или несколько маленьких платочков, в зависимости от количества человек. Задача парней – поймать платочек. Если хотя бы один из платочков упал на землю – для не поймавших парней назначается символическое «наказание», например, отжаться 10 раз. Далее те, кто поймали платочек подходят к понравившейся девушке и приглашают её – кладут платочек ей на плечо.

Затем, под музыку в танце парень должен забрать платочек у девушки, не применяя силу, а девушка, также, в танце – должна увернуться и не дать забрать платочек. Примечание: это народная игра и проводится она под народную музыку. Продолжается музыка до тех пор, пока все парни во всех парах не заберут платочки. Если парень забрал платочек раньше других – он танцует вместе с девушкой, держась за платочек до окончания музыки.

Затем, кто-то один снова бросает вверх все платочки. Помните, что в танце вы демонстрируете грацию, стать, ловкость и непринуждённость. Парень, просто пытающийся загнать девушку в угол, или ведущий себя, как с противником на спортивном ринге, выглядит также смешно и нелепо, как и девушка, пытающаяся сберечь платочек, пряча его в кулаках или наматывая узлами на пальцы.

Игра «Горячие номера».

Парни садятся. К ним на коленки садятся девушки. Один парень без пары. Ведущий проходит и говорит на ушко каждой девушке её номер по числу девушек. Затем, начинает шлепать ремнём или нагайкой «пустые» коленки. Парень должен выкрикнуть номер, та девушка, чей номер назван, бежит и садится к нему на коленки, защищая от ремешка. Ведущий бросается к «пустым» коленкам, парень кричит номер и так далее.

Очень весёлая подвижная игра. Ещё, в процессе игры, чтобы сбить с толку того, кто с ремнём, рядом сидящие могут договариваться и меняться номерами! А то, через какое-то время, ведущий с ремнём успевает выучить все номера и очень быстро реагирует.

Игра «Заводила».

В этой игре участвуют дети от 7-ми лет и молодёжь. Наиболее удобное количество участников — от 10-ти до 20-ти человек (при числе больше 30-ти или меньше 5-ти, играть уже затруднительно). Для игры не требуется много места. Правила игры таковы:

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий (обычно вызвавшийся по желанию) отходит в сторону или закрывает глаза, так как не должен видеть, кого выберут заводилой (затейником). Задача заводилы — показывать различные движения, которые должны, тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того, как при нём сменилось три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него.

Если водящий ошибочно назовёт какого-либо участника заводилой, игра продолжается. Но после трёх ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу (или могут, по желанию, оставить прежнего). Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролью. Правило: водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

Хоровод «Целуй, девка, молодца».

Для игры потребуется 8 или более участников (чем больше, тем лучше). Девицы встают во внутренний круг, парни встают во внешний круг. Затем, все начинают двигаться: девицы вращаются коловрат (против часовой стрелки), а, парни – посолонь (по часовой стрелке). Все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,
Потеряла две серёжки,
Две серёжки, два кольца,
Целуй, девка, молодца.

С последними словами все останавливаются. Тех парней, которые оказались напротив, девицы – целуют! После этого, все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,
Потеряла две серёжки,
Две серёжки, пять колец,
Целуй, девку, молодец.

С последними словами все останавливаются. Тех девиц, которые оказались напротив, парни – целуют!

Игра «Репка».

Изображающий репку (его выбирают, например, с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенёк, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку», т. е. от дерева оттащить игрока, изображающего репку. Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

Указания к проведению игры Репка: минимальное число участников – 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких попыток «вытянуть репку», которые закончились неудачей, выбирается новая «репка» и все участники должны побывать в этой роли. Эта игра интересна детям дошкольного возраста.

Игра «Редька».

Играющие становятся друг за другом, сцепляясь руками в виде длинной гряды. Первый называется «бабушка», все остальные – редьки. Один из игроков, выбранный жребием, называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и беседует с ней: «Тук-тук». - «Кто тут?» - «Ивашка Попов». - «Зачем пришел?» - «За редькой». - «Не поспела, приходи завтра».

Ивашка Попов уходит, но скоро возвращается. Повторяется разговор с бабкой, но меняется финал – бабка отвечает: «Дергай какую хочешь». Ивашка дёргает всех по очереди. Кто выдернул больше редьки – тот победитель.

Указания к проведению игры Репка: в игре может быть 4 участника игры и более. Редьки стараются крепко держать друг друга. Ивашка может трясти игроков – кого за руки, кого за голову и т. п. Рассмеявшихся игроков легче «выдернуть».

Игра «Селезень и Утка».

Выбирается Селезень (парень) и Утка (девушка ). Встают в круг. Изначально утка – в кругу, селезень – за кругом. Поётся песенка, можно просто говорить:

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойдём, утица, домой,
Пойдём, серая, домой,
У тя семеро детей,
Восьмой – селезень,
А девятая – сама,
Поцелуй разок меня.

Селезень и уточка могут бегать как угодно, круг им может помогать либо мешать. Это разновидность игры «Кошки-мышки». Когда Селезень догонит Утку, они встают в круг и играющие поют: «Аще поцелуйся, больше не балуйся». Парень целует девку.

Игра «Золотые Ворота» (круговые).

3-4 человека участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:

Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз -
Не пропустим вас!

После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Те, кто не пойман, восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.

Правила:

  1. Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
  2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки. Надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только при последнем слове песни. Пойманных раньше времени надо отпустить.
  4. Во избежание травматизма (не забывайте, что у людей головы не чугунные), опускайте руки аккуратно.

Игра «Фанты».

Для начала надо собрать со всех присутствующих фанты. Это может быть предмет одежды или украшение, бумажка с именем или любой другой предмет. Главное требование к фанту – чтобы он был небольшим и чтобы можно было безошибочно определить, кто именно из присутствующих является его владельцем. Как правило, сбор фантов превращается в самостоятельную игру. Самый простой вариант – с каждого из присутствующих берётся один фант.

Правила:

Ведущих – двое. Один достаёт фанты, показывает их всем, кроме второго ведущего и спрашивает: «Что сделать этому фанту»? Второй ведущий даёт задание – спеть, станцевать, покукарекать, выйти на улицу и пробежаться вокруг дома, сходить в соседнюю комнату и принести конфет, помыть посуду. Диапазон зависит от фантазии и от предварительно оговорённых рамок выполняемых заданий.

Игра «Заря».

Дети, играющие в игру, встают в круг. Руки при этом держат за спиной, а одному из играющих, которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:

«Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла»!

При произнесении последних слов, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берёт её, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарёй». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие ни в коем случае не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.

Игра «Почта».

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, динь!
— Кто там?
— Почта!
— Откуда?
— Из города …
— А что в городе делают?

Водящий в ходе игры может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие в игру должны непременно делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант (любая вещь играющего) водящему и игра заканчивается в тот момент, как только водящий наберёт 5 фантов. Участники, чьи фанты находятся у водящего, должны их выкупить для чего водящий придумывает для них интересные задания, которые они должны выполнить. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, а также вспоминают загадки, могут имитировать движения животных. Затем, снова выбирают нового водящего, и игра вновь повторяется.

Игра «Подари платочек симпатии».

На площадке для игры устанавливаются воротца с наклонной перекладиной. На ней на тонких нитках и на разной высоте подвешены цветные носовые платочки. Участникам соревнований нужно разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков. Завладев платочком, нужно назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.

Забава под названием «Петушиться».

И.А. Морозов, И.С. Слепцова – «Мужские забавы и развлечения на Русском Севере" – выдержка из книги.

Желающие испытать себя парни садятся на широкую лавку лицом друг к другу, поджав ноги по-турецки, чтобы они не касались пола. Один из участников складывает ладони вместе и прижимает их к уху, а второй с размаху бьёт его по рукам ладонью или кулаком. Если первый парень удерживался на лавке, то следующий удар наносил он, а если же падал, то на его место садился другой желающий испытать удачи, а бить продолжал второй игрок.

По свидетельству очевидцев, желающих подобных состязаний находилось очень много, потому, что каждому хотелось узнать «у ково рука рязцяе (т.е. резче)», но часто дело доходило до серьезной драки из-за какого-нибудь нарушения правил игры.

Эта забава оставалась популярной и в 20-30-е годы 20-го века. Так развлекались парни и взрослые мужчины на посиделках и пированиях. Отличия касались только деталей. Например, в д. Маслово могли несколько иначе складывать руки: одной – ладонью к уху, а другую – ладонью наружу; то есть удар наносился по ладони второй руки.

В д. Пендуз соревнующиеся стояли на скамейке, а в пос. Леваш и д. Гавриловская – на полу или на земле; в с. Липин Бор, соперники, сев верхом на лавку и поджав ноги, пытались сбить друг друга на пол подушками, а в д. Будринская игроки садились верхом на толстую (12-15 см.) жердь, скрестив и поджав ноги. Концы жерди располагались на двух параллельно установленных лавках.

Боевой пляс в Русской Традиции. 

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности Русского боевого пляса существует две.

Первая – это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной Русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лёжа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конём, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю. 

Другая его разновидность – это «ломание» или «буза». Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приёмов без партнера. Так же это не связки атак и защит.

Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской – потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают, в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно никогда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.

Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма, в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны.

В этой пляске, также, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения, создаваемого музыкой и песнями, изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит ещё одна ценность ломания в бузе – достигается цельность.

Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания потому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами, подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием, так и без него. 

Вкратце, в старину обряд ломания проходил примерно так: артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрёстке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью потому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов.

После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному, потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал.

Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на безсонную ночь, проведённую в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и, поспав пару часиков, шли на работу. 

Буза — боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также, бой с оружием.

 

В качестве иллюстрации к статье советуем прочитать книги:

«Вспомним забытые игры». Якуб С.К. 1988 г.

«Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.)». Морозов И.А., Слепцова И.С. 2004 г.

«Мужские забавы и развлечения на русском севере». Морозов И.А., Слепцова И.С.

 

Предлагаю посмотреть фильмы, иллюстрирующие эту статью:

Забава под названием «Петушиться». 

Традиционный мужской пляс. Часть 1.

Традиционный мужской пляс. Часть 2.

Традиционный мужской пляс. Часть 3.

Традиционный мужской пляс. Часть 4.

Русское боевое искусство: "Сибирский Вьюн".

Русский рукопашный бой “Буза“.

Русский боевой пляс.

Русский народный танец. Редкие кадры!

Боевой пляс - настоящее боевое искусство Руси.

Масленичная неделя во Всеволожской артели.

Праздничные молодецкие игры и забавы.

Народная игра в «Платочек».


 
Распространение материалов приветствуется со ссылкой на сайт rodobogie.org и автора публикации.